Чему учат в школе политики: как "Открытая Россия" готовит к выборам
На муниципальных выборах 10 сентября намерены баллотироваться много оппозиционно настроенных новичков. Движение "Открытая Россия" готовит их к предстоящим трудностям. Репортаж DW.В рамках проекта "Открытые выборы" политтехнологи и действующие политики проходят обучающие семинары для тех, кто впервые решил участвовать в местном самоуправлении в Москве. Выпускниками школы стали уже 200 человек, организаторы планируют до выборов набрать и обучить еще столько же. DW наблюдала, как проходят занятия.
Секреты политтехнолога
"Кто ваш электорат?", - спрашивает политический консультант Виталий Шушкевич кандидатов, которые идут на муниципальные выборы. "Средний класс.... Жители пятиэтажек.... Пенсионеры", - отвечают слушатели. "Нет, это слишком абстрактно. Кто эти люди? Сколько их? Где они живут? Например, жители дома по такому-то адресу - 45 человек. Хозяева гаражей в таком-то кооперативе - 80 человек. Пенсионеры, прикрепленные к такой-то поликлинике - 120 человек. Ну и так далее", - продолажет задавать вопросы Шушкевич.
Чтобы победить на муниципальных выборах, нужно набрать всего-навсего 700 голосов, объясняет он. По словам Шушкевича, стратегия победы - это чистая математика: "Примерное количество избирателей в каждом районе - 21 000-22 000 человек. Явка на муниципальных выборах очень низкая - голосует, как правило, десятая часть от этого количества. От этой десятой части - нужно набрать треть голосов - то есть, около 700".
Этих людей нужно найти, заинтересовать, убедить и знать чуть ли не поименно. Для этого надо устраивать адресные акции, ориентированные именно на этих избирателей. "Пойдите и прикрутите лампочку в подъезде, где люди жалуются, что никто этого не делает, - говорит Шушкевич. - Это принесет вам больше плодов, чем любая наружная реклама".
"Тут все будет зависеть от дисциплины, - считает политический консультант "Открытой России". - От дисциплины поквартирного обхода, от дисциплины месседжа, от того, насколько они будут много ходить и от того, насколько они будут четко и правильно формулировать то, что они хотят до людей донести. Если это делать, то порядок бьет класс - можно перебить любого политтехнолога, нанятого мэрией, можно перебить что угодно".
Кто желает стать кандидатом
В школу принимают всех желающих, разделяющих ценности "Открытой России" - сменяемость власти, независимый суд, конкурентная экономика. В остальном ограничений почти нет - небольшое преимущество есть у абитуриентов, которые достаточно активны в соцсетях, говорит Виталий Шушкевич.
В районе Басманный от "Яблока" баллотируется заместитель декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Вера Леонова. У нее нет иллюзий, что, избравшись, она кардинально поменяет жизнь в районе. "Но при этом я вижу, что без этих шагов, без попытки какой-то серьезной инициативы снизу, массовой инициативы участвовать в этих процессах местного самоуправления и менять их изнутри, это вообще совершенно безнадежная история", - говорит Вера.
Александр Тухачевский, собирается выдвигать свою кандидатуру в районе Кунцево, как независимый кандидат. "Я давно к этому шел, - рассказывает Александр. - Меня в районе уже все знают, я фермер, пчеловод и продаю мед у нас в районе". Александр говорит, что определенный опыт общественной активности у него уже есть: "Вообще-то я занимался профсоюзной деятельностью, связанной с организацией безопасности".
Художник-акционист Денис Мустафин раньше выражал свои протестные настроения только в формате современного искусства. Его акции были наполнены политическим смыслом - Денис устраивал возложение белых флагов к мавзолею Ленина, клеил в метро объявления: "Поправки к конституции", раскрашивал лицо собственной кровью ("Вас оскорбляет цвет моей крови?").
Теперь он решил принять участие в системной политике. Первые два дня школы "Открытой России" привели его в смятение: "Я не успеваю отвечать на вопросы, в том числе себе самому. Хотя я работал в рекламе и умею делать презентации, сейчас у меня очень разбросанные мысли. Я не представляю, как мне себя собрать как кандидата. Пока очень сложно. Времени осталось мало, у меня паника", - смеется Денис.
Что должен знать и уметь депутат
Занятия в школе почти каждый вечер на протяжении двух недель. Это так называемый "бакалавриат". На занятиях студенты разрабатывают концепцию своих предвыборных кампаний. После этого будет "магистратура": начнутся тренинги по подготовке подписей, вместе с юристом кандидаты будут готовить документы для подачи в избирательные комиссии."Мы пошагово будем идти с теми, кто ведет кампанию, до самых выборов, а возможно и после них", - говорит Виталий Шушкевич.
Для того чтобы подготовить кандидатов к жизни после выборов, в школе преподает действующий муниципальный кандидат московского района Зюзино Константин Янкаускас. Он рассказывает, какие права и обязанности есть у депутатов, как будет организован прием населения, какие качества должны приобрести начинающие политики: "Уметь людей слушать, уметь с ними говорить правильно, не выглядеть начальником. Выглядеть человеком, который может поддержать, помочь, но не будет там командовать, руководить. Даже если ты формально не можешь вопрос решить, ты либо человеку должен дать квалифицированную рекомендацию, куда обратиться, либо с ним вместе решать его проблемы".
Янкаускас убежден, что даже если студенты не станут депутатами, им будет полезно знать, как устроено местное самоуправление на практике: "Например, существует ложное представление, что все происходящее в районе зависит от управы. Но это не так, вертикаль власти устроена гораздо сложнее. Я стараюсь рассказать им про подводные камни, объяснить, куда обращаться, чтобы, даже если ты просто что-то делаешь в районе как активный житель, твоя деятельность была более эффективной".
Школа сопротивления
Чуть меньше месяца назад занятия школы были приостановлены: накануне протестной акции "Надоел" в офис "Открытой России" прямо перед началом лекции пришли сотрудники центра "Э" с обыском. Незадолго до этого Генпрокуратура признала одноименную организацию в Лондоне нежелательной организацией.
Константин Янкаускас считает, что политик в России должен быть готов и к такого рода событиям: "Это издержки профессии. Я сам-то с обысками и у себя дома, и на работе, у родителей, у родителей жены столкнулся еще несколько лет назад, и я это воспринимаю как издержки нашей профессии". В принципе, в России, "если ты занимаешься общественной деятельностью, не только политикой, ты в какой-то момент становишься врагом государства", отмечает Янкаускас.
Предвыборные стратегии
Обучение в школе "Открытой России" не означает, что ее выпускник обязан идти как самовыдвиженец или сотрудничать только с оппозиционными партиями, говорит Виталий Шушкевич: "Мы, в частности, учим страгически планировать, с какими партиями лучше сотрудничать. Может случиться, что человек, обучившись у нас, решил, что ему лучше выдвигаться от "Справедливой России" и что ему нельзя пока нигде светить, "опубличивать", что он у нас учится. Ну, это его воля, и неправильно было бы шантажом с него требовать расписаться, что он член какого-то тайного братства".
Тем не менее, понятно, что кандидаты находятся в неравных стартовых условиях по сравнению с провластными политиками. Поэтому политтехнолог рекомендует своим студентам объединяться в команды и создавать коалиции. Это поможет кандидатам экономить, совместно оплачивая часть расходов на агитацию, а также гибко реагировать на разного рода изменения.
"В то же время "в этом году по линии КПРФ и "Яблока" проходит запрет от вышестоящих инстанций на заключение такого рода договоров. Я не знаю, откуда идет этот запрет, возможно, из Управления внутренней политики. Но явно не сами партии заинтересованы в такой проигрышной стратегии", - говорит Шушкевич.
Поэтому выборы будут напоминать игру в казаки-разбойники: "Любые коалиции придется создавать ниже радаров. Их придется заключать так, чтобы об этом мало кто знал. Нужно, чтобы победа коалиции и сам факт ее существования были неожиданностью для людей, которые эту ситуацию мониторят".