Известный художник пояснил ошибку с уничтожением советских памятников в Украине
В рамках декоммунизации не обязательно сносить памятники, достаточно лишь грамотно объяснить их символичность дополнительными табличками.
Об этом заявил художник Александр Ройтбурд в своем интервью "Обозревателю".
"Критерий один: художественная ценность. Дедушка Ленин, между прочим, подписал декрет, согласно которому памятники царей, их слуг и прочих эксплуататоров народа полагалось снести, кроме тех, что представляют художественную ценность. И ряд памятников до сих пор сохранился с царских времен, хотя люди, которым эти памятники посвящены, были идеологически развенчаны. Восприятие памятников во многом зависит от контекста. Возьмем для примера памятник Воронцову в Одессе, который после революции 1917 года не снесли. Сначала на него повесили табличку с эпиграммой Пушкина: "Полумилорд, полукупец, полумудрец, полуневежда, полуподлец...". Тем самым памятник был десакрализован, превращен из объекта поклонения в исторический артефакт, причем с критическим отношением к нему. В послевоенное время эту табличку заменили нейтральной, поскольку Воронцов уже не вызывал ни у кого никаких сильных чувств, разве что чисто исторический интерес. Обычных людей интересует вопрос, спала ли с Пушкиным жена Воронцова, только и всего", - рассказал он.
Художник также напомнил о "борьбе" с памятником Щорсу.
"А теперь подумаем, какая политическая нагрузка была у памятника Щорсу до того, как с ним начали "бороться"? Кто его помнил, кого он интересовал, для кого был политическим ориентиром? Он вызывал ассоциации только с песней "Голова обвязана, кровь на рукаве, след кровавый стелется по сырой траве", которую пели в основном в нетрезвом состоянии, вкладывая в исполнение значительную долю иронии. Эта песня - уже соц-арт, образец советского наивного искусства, который вызывал только улыбку, как портрет Шевченко, изображенной сельским художником. Вот и все, с чем Щорс ассоциировался у большинства людей", - продолжил Ройтбурд.
Он отметил, что можно было дать пояснительные надписи возле памятника и этим исправить ситуацю.
"У меня же этот памятник ассоциируется с высоким образцом конной скульптуры. В Украине так никто никогда больше не слепит, школа деградировала. И это настолько мифологизированный персонаж, что достаточно было написать табличку: "Памятник мифу, созданному Александром Довженко", плюс какие-то пояснительные надписи. И эта статуя превратилась бы из памятника Щорсу в свидетельство определенной эпохи советской мифологии", - подытожил художник.