"Золотой миллиард" договорился затянуть в петле Россию
Пока мировые СМИ наблюдали за руками Меланьи Трамп, ее муж показывал миру реальную политику.
Авторитетное американское политическое издание The Hill со ссылкой на высокопоставленный источник в Белом доме сообщило, что Дональд Трамп в ходе своей первой заграничной поездки продемонстрировал миру, кто является другом США. Само турне чиновник, с которым беседовал автор материала, назвал «беспрецедентным».
К сожалению, многие мировые СМИ, описывая первую заграничную поездку главы США, гнались за откровенной бульварщиной. В газетах можно найти подробнейший отчет о том, когда Меланья Трамп отказывалась брать мужа за руку, и когда она сама за него держалась. Активно обсуждали и грустное выражение лица папы римского во время совместного фотографирования с американской президентской четой.
К сожалению, в сознании многих журналистов сохранился стереотип о Трампе, как о персонаже преимущественно «таблоидного» формата. Но от стереотипа давно пора избавиться, ведь из бизнесмена, снимавшегося в «Один дома» и проводившего конкурсы красоты, Трамп превратился в человека с полномочиями, позволяющими ему уничтожить весь Земной шар.
Первые турне новоизбранных американских президентов долгие годы были своеобразной данью Доктрине Монро и сводились к посещению основных партнеров Вашингтона в Западном полушарии. Трамп этому политическому шаблону следовать отказался. Его турне вместо ритуального раскланивания с Оттавой или Мехико превратилось в настоящую «работу по площадям», выраженную в участии сразу в трех масштабных саммитах - арабских стран в Саудовской Аравии, НАТО в Бельгии и G-7 в Италии.
Если же говорить об особых акцентах, то они были сделаны опять-таки на Саудовской Аравии (самой первой стране, в которую прибыл Трамп), а также - на Израиле и на Ватикане, которые явно выпадали из общей «саммитной» программы поездки. Фактически Трамп умудрился сделать то, чего не удавалось, пожалуй, ни одному из его предшественников. Он за считанные дни в самом начале своей президентской каденции успел переобщаться лично практически со всеми лидерами стран так называемого «золотого миллиарда».
И то, что попало в СМИ - лишь жалкие отголоски разговоров с младшими партнерами по «цивилизованному миру» новоизбранного американского лидера. Вопреки прогнозам многих «экспертов», предсказывавших в «эпоху Трампа» политику радикального протекционизма и «закрытие» Америки в своих границах, этого не произошло. Новый хозяин Белого дома весьма символично дал понять, что партнеры по «золотому миллиарду» Америке важны и нужны.
Правда, взаимодействие с ними, судя по всему, будет теперь происходить по новым схемам. И с этим, наверняка, были связаны кислые мины некоторых европейских политиков, в частности - Ангелы Меркель. В отличие от прошлой американской администрации, руководившей Западным миром с реверансами и рассуждениями на тему «ценностей» евроатлантического сообщества, Трамп, очевидно, сразу взял быка за рога и объяснил, кто и что должен Вашингтону.
Прямолинейное напоминание о том, что на укрепление НАТО все его члены должны «сбрасываться» по 2% ВВП каждый, возможно, кого-то и покоробило, но можно предположить, что после такого разговора расходы на оборону у европейских членов Альянса скоро вырастут.
В пользу того, что новая американская администрация отказалась от «гуманитарной риторики» ради «реальной политики» говорит и тот факт, что первой страной, которую посетил Трамп, стала именно Саудовская Аравия, где женщины лишены большей части гражданских прав, а любимым всем либеральным сообществом гомосексуалистам банально рубят головы или избивают их плетьми.
Если Барак Обама из-за одиозности саудовского режима был вынужден пойти по отношению к нему на некоторые ограничения (в частности, касающиеся продажи современных систем вооружения), то Трамп с удовольствием продал Эр-Рияду оружия более чем на 100 миллиардов долларов, побив тем самым все исторические рекорды. Посещение Трампом Израиля выпало из «саммитной» географии его турне.
И этим явно была подчеркнута важность отношений с официальным Иерусалимом для Вашингтона. Барак Обама от одного из ключевых партнеров США на Ближнем Востоке, порою весьма вольно трактующего права человека и международное право, несколько дистанцировался и даже сделал серьезные шаги навстречу Палестине.
Трамп гарантировал Израилю, что теперь дружба между Вашингтоном и Иерусалимом будет только укрепляться, а Биньямин Нетаньяху, говоря о перспективах мирного урегулирования на Ближнем Востоке, весьма красноречиво заявил: «Впервые за многие годы, за все время моей жизни я вижу реальный шанс на перемены».
Встретился Трамп и с палестинским лидером Махмудом Аббасом, с которым он опять-таки обсуждал мирный процесс в регионе. Первой, но, судя по всему, преимущественно символической, встречей Дональда Трампа в Европе стали переговоры с папой римским Франциском. После Ватикана американский президент сразу отправился в Брюссель, на саммит НАТО. Там, помимо уже упомянутых выше финансовых проблем, обсуждалось создание единого антитеррористического центра и поддержка Украины.
На встрече же G-7 сразу проявилось важное свидетельство того, что «Трамп уже не тот», что вел предвыборную президентскую кампанию. Так, лидеры «Семерки» дружно договорились бороться с экономическим протекционизмом (с лозунгами в поддержку которого на устах Трамп в свое время шел в президенты). Так же дружно лидеры G-7 договорились о перспективе ужесточения антироссийских санкций, в том случае, если «не будут исполняться Минские соглашения».
Единственное, о чем «младшим партнерам» так и не удалось договориться с США - это вопросы экологии.
Трамп вежливо ушел от обсуждения присоединения к Парижскому соглашению по климату, пообещав подумать над этим попозже. Что характерно, дальневосточная проблематика, о которой ранее Трамп говорил очень много, в ходе первого президентского турне практически не обсуждалась. Вопросы корейского кризиса затрагивались лишь вскользь.
Залетать в гости к тихоокеанским партнерам в ходе первой президентской поездки Трамп в принципе не стал, ограничившись общением с японским руководством на полях саммита «Большой семерки». И это косвенно указывает на то, что, несмотря на все маневры в Южно-Китайском море и отправку авианосцев к берегам Кореи, основным геополитическим противником США Дональд Трамп видит отнюдь не КНДР и даже не Китай.
И не зря, он сначала посетил Ближний Восток, где в последнее время существенно выросло российское влияние (пообщавшись там, между делом, с президентами Казахстана, Узбекистана и Таджикистана), а затем - Европу, где принял активное участие в обсуждении «украинского вопроса». Как и положено истинному атлантисту, Дональд Трамп будет всеми силами содействовать тому, чтобы «петля анаконды» сжималась вокруг России, представляющей собой сердце евразийского материка.
Белый дом Вашингтон НАТО Франция