Кто такой Ярославский: с чего начинался путь харьковского "короля"
Как одна смерть сделала выпускника кулинарного института одним из богатейших людей страны
Украинский олигарх Александр Ярославский - личность непубличная. Большинству украинцев он известен разве что как бывший президент ныне почившего харьковского футбольного клуба «Металлист» да ничем особо не отметившийся экс-нардеп. Тем не менее, в последнее время имя бизнесмена практически не сходит с передовиц. А все потому, что харьковский «король» не только претендует на покупку дочернего российскому ВЭБу «Проминвестбанка», но и изрядно потратился на масштабную информационную кампанию в СМИ, цель которой - убедить всех, что он уже фактически новый собственник бедствующего финучреждения. Но откуда же все-таки взялся бизнесмен Ярославский? Как он заработал первый миллион и превратил его в состояние, по последним данным составляющее $721 млн.?
Будущий финансовый король Харькова, как его называют сами жители столицы Слобожанщины, родился в семье врачей 5 декабря 1959 года в Мариуполе Донецкой области, тогда еще носившем название Жданов. Когда Александру исполнилось 16, мать получила повышение в Харькове, где семья в итоге и осела. В старших классах школы будущий олигарх запомнился постоянными хулиганскими выходками, но как ни странно, был отличником. Свою роль в этом, как и во всей дальнейшей судьбе Ярославского, сыграли связи. Учителя предпочитали иметь хорошие отношения родителями-медиками, а потому закрывали глава на дерзкое поведение старшеклассника.
Закончив кулинарный институт и отслужив срочную службу в Венгрии, Ярославский в 1986 году Ярославский устраивается на работу в ОБХСС. Снова помогли связи - на этот раз младшего брата, к тому времени уже отучившегося в Харьковском высшем военном училище тыла МВД. Правда, уже через год Ярославский уволился - ожидаемых доходов работа не приносила. Впрочем, именно там будущий олигарх получил знания в сфере экономической преступности и оброс теперь уже личными связями с будущими властителями города Добкиным, Кернесом и Фельдманом (у которого впоследствии купит ФК «Металлист»), не раз пригодившимися ему в дальнейшем.
Становление Ярославского как бизнесмена началось только спустя несколько лет. Отучившись второй раз в Одессе и защитив диссертацию по технологии разделки птичьих тушек, он вступил в неравный брак по расчету со своей первой женой Ириной Масельской. Та была дочерью тогдашнего главы Харьковского облсовета Александра Масельского, контролировавшего районных глав, руководителей колхозов и промышленных предприятий, и к тому моменту уже выстраивавшего собственную бизнес-империю. Но отношения с тестем не сложились: покрутившись в орбите высокопоставленного родственника, именем которого названа одна из станций харьковского метро, Ярославский решил сам заняться бизнесом. Но при этом чересчур сблизился с конкурентами Масельского и харьковской «братвой», с которой тот не желал иметь ничего общего. После размолвки в 1992 году Ярославский был буквально отправлен в ссылку в Москву, где в качестве вице-президента фирмы «Гея» занимался посредничеством между харьковскими предприятиями и российской корпорацией «Итера». В Москве Ярославский тоже не терял зря времени, активно заводя полезные знакомства. В том числе с будущим кумом и бизнес-партнером - российским олигархом Олегом Дерипаской, для которого структуры Ярославского сегодня играют роль «ширмы» при управлении Харьковским тракторным заводом и страховой компанией «Инго Украина».
Но надолго в Москве Ярославский не задержался - после рождения внука в следующем году Масельский смягчился, позволил опальному зятю вернуться и даже свел его с тогдашним премьером Леонидом Кучмой для решения серьезной проблемы в бизнесе. В последующие годы Ярославский занимался приватизацией предприятий, используя в качестве финансового посредника созданный тремя годами ранее на партийные деньги «Укрсиббанк», в котором Масельский получил долю.
Впрочем, ключевую роль в бизнес-карьере Ярославского сыграла смерть Масельского в 1996 году. Несмотря на официальное заключение - разрыв аорты в дороге на служебном автомобиле - его гибель до сих пор является поводом для многочисленных слухов и пересудов. Умирающего Масельского якобы несколько часов возил по трассе водитель, позже успешно сделавший карьеру в политике и бизнесе. А причиной тому вроде бы стал конфликт с ныне покойным Евгением Кушнаревым, как раз входившим в лагерь конкурентов (чьи сепаратистские попытки создать Юго-Восточную республику в 2004 году спонсировал Ярославский), и предательство зятя, на которое намекает ряд источников.
Как бы ни было на самом деле, Ярославский явно долго не горевал, ведь именно смерть Масельского зажгла его звезду на украинском бизнес-олимпе. Всего через несколько недель он развелся с женой и без проблем заключил «мировую» с Кушнаревым, чтобы тот не «отжал» его бизнес. После этого каким-то чудом заполучил перешедшую по наследству экс-супруге долю Масельского в «Укрсиббанке» и скупил акции соратников покойного.
А дальше понеслось - с помощью финресурса Ярославский успешно банкротил и приватизировал госпредприятия, а затем перепрадавал их с большой выгодой. Такая судьба постигла Северный горно-обогатительный комбинат, Днепровский металлургический комбинат, Николаевский глиноземный завод и множество других государственных и частных предприятий. «Подавился» Ярославский только Кременчугским НПЗ: совместная с Игорем Коломойским рейдерская операция сорвалась из-за обнародования деталей сделки, проводившейся в интересах структур братьев Черных, широко известных своими связями с международной преступностью. Сегодня мощного финресурса ресурса у Ярославского уже нет - еще к 2011 году он избавился от последних акций «Укрсиба». Впрочем, явно подыскивает ему замену - за годы без контроля над банком состояние олигарха уменьшилось на четверть, выбив его из списка долларовых миллиардеров. Вполне вероятно, что такой заменой для Ярославского должен стать «Проминвестбанк», на покупку которого он претендует сегодня.
В жизни одного и самых таинственных бизнесменов Украины немало темных пятен, порождающих массу слухов, в основном связанных с темой незаконной наживы. Был и странный самопровозглашенный статус «зятя Кучмы» - при том, что единственная дочь экс-президента к тому моменту уже была замужем за Виктором Пинчуком. Были обвинения в разворовывании средств при строительстве объектов к Евро-2012 и в незаконной застройке территории Печенежского водохранилища в Харьковской области и озера Вырлица возле столичных Осокорков. Была недолгая, политическая карьера в Верховной Раде, запомнившаяся разве что заявлениями Натальи Витренко об участии Ярославского в фальсификации выборов 2006 года в пользу блока Литвина. Были и подозрения в минимизации прибыли «Укрсиббанка» с целью ухода от налогов.
Возможно, правдивые ответы на все эти вопросы когда-нибудь все же найдутся. Но вот правду о смерти Александра Масельского мы уже вряд ли когда-нибудь услышим. И чем черт не шутит - может, именно потому, что эта смерть принесла успех одному из богатейших людей страны Александру Ярославскому.
В любой цивилизованной стране гражданин с подобным стартовым капиталом заработанный на разграблении извините, приватизации за бесценок достояния украинских граждан уже давно был бы отправлен в места не столь отдаленные. У нас же только остается гадать, какой еще вред может принести Украине возвращение такого «недоолигарха», которого Украина совсем недавно благополучно выплюнула и перекрестилась.