Два мира - гротеск и сатира
Московский театр "Геликон-опера" открыл июнь одной из пяти обещанных премьер сезона-2016/2017 - постановкой "Чаадский" современного композитора Александра Маноцкова под руководством Кирилла Серебренникова. Автором проекта стал известный продюсер Павел Каплевич, художником-постановщиком Алексей Трегубов, режиссером Денис Азаров, художником по свету Оскарс Паулиньш, режиссером по пластике Евгений Кулагин, а дирижером-постановщиком Феликс Коробов.
Опера придумана как современный парафраз и смысловая квинтэссенция грибоедовского "Горе от ума" с фрагментами "Философических писем" и "Апологии сумасшедшего" Чаадаева, переписки Бенкендорфа с Николаем I, "Смерти Вазир-Мухтара" Юрия Тынянова, "Записок сумасшедшего" Николая Гоголя и даже "Войскового инженерного дела". В постановке переплетаются не только смыслы, но и известные цитаты из произведений. "А судьи кто?" "Где ж лучше? Где нас нет!" - восклицают актеры. Показательно, что имя главного героя, в честь которого и назван спектакль, тоже гибрид придуманного Чацкого и реального Чаадаева.
Постановка начинается с растянутой во всю стену раздевалки, целлофановых пакетов из "Пятерочки" на крючках и 40 накачанных парней, быстро снимающихся с себя чистую одежду и натягивающих грязные робы, резиновые сапоги. "Атланты" - безмолвные актеры, ни на секунду не сходящие со сцены, играют роль простого люда. Народа, за счет которого живут все остальные, народа, находящегося в самом начале пищевой цепи.
Они на протяжении всего спектакля перетаскивают персонажей на нескольких деревянных пластинах, передвигаясь то ли по черному углю, то ли по вязкой земле. Они не смеют даже поднять глаза на поющих. "Белые люди" при этом ходят в офисных костюмах, занимаются спортом на тренажерах, устраивают балы, живут как могут и хотят. Они распускают сплетни, лебезят перед начальством, соблазняют, предают.
По словам Серебренникова, это наглядная памятка об устройстве жизни. Всегда есть "два мира: мир успешных, богатых людей, живущих в хороших домах, в прекрасных условиях, занимающихся своими спа-процедурами, милыми любовными интригами, одетых по последней моде. И есть другой мир - людей, живущих в грязной земле. Они, как атланты, держат поверхность, по которой в белых шикарных костюмах счастливо ходят успешные и богатые".
Чаадский - герой с характером, идеями и идеалами. Его реакция на лицемерие, лесть, грубость, недалекость, похотливость героев - монологи, обращенные в зал. Он не включается в грязную игру, он воюет за свое право быть собой. Однако он проигрывает обыденности, пошлости и серости. Его объявляют сумасшедшим не только потому, что он неугоден, но и потому, что "нечего высовываться". В финале он оказывается в подвале, в грязи, в самом низу. Гротеск подчеркивается колебаниями двух грибоедовских вальсов, порой переходящих в кричащие и отрывистые вспышки музыки.
"Мне кажется, это очень важное человеческое и гражданское высказывание о том, что сейчас происходит в России, в Москве, что происходит с человеком определенных взглядов, определенного направления мысли, сознания, - отметил Серебренников. - Это слепок наших сегодняшних настроений, чувств, сомнений".