В УНА-УНСО рассказали СМИ, как воевали в Чечне, выдавая себя за журналистов
Члены украинской радикальной националистической организации УНА-УНСО рассказали киевскому журналу "Вести. Репортер" о том, как воевали в Чечне.
Издание отмечает, что скандально известный Сашко Билый далеко не единственный украинец, отметившийся в Чечне.
Дать комментарий журналу согласился Евгений Дикий, тогда журналист и руководитель гуманитарной миссии украинского правозащитного комитета «Хельсинки-90», находившийся в Чечне в 1995 - 1996 года и собиравший информацию как журналист и правозащитник на фронте и в тылу.
"Желание ехать в Чечню было стихийным, - вспоминает Дикий. - Когда в Украине узнали о том, что Россия не признает независимость Чеченской Республики Ичкерия и собирается подавить бунт, у желающих ехать был только один вопрос: кто лучше договорится о переброске? Ядро «украинского корпуса» - несколько десятков человек, имеющих боевой опыт в Афганистане, Приднестровье, Абхазии. Добирались наши до границы Дагестана с Чечней. Переброска - громкое слово. На самом деле могли проехать через горную речку ночью на тракторе. Делалось это нагло - в километре был мост, который контролировали россияне".
При этом издание уточняет, что среди украинцев "были те, кто делал себе удостоверения сотрудников газет, которые были неплохой ширмой", и "делали неплохие репортажи, не выпуская автомата из рук".
"За день до нового 1995 года мы приехали в Баку, встретились там со знакомыми чеченцами, поделился своими воспоминаниями Игорь Мазур, один из фигурантов российского уголовного дела. - В то время на Грозный уже шли танковые колонны, а попасть в Чечню можно было через Дагестан. Проехали нормально, но нескольких наших парней забрали из Грозного родители. Когда они узнали, куда едут сыновья, приехали к руководству УНА-УНСО и потребовали вернуть детей обратно".
По подсчетам Евгения Дикого, продолжает журнал, за время войны в Чечне побывали около 300 украинцев, 70 из которых прошли через отряд унсовцев, а всего погибло около 50 украинцев.
"Раненых вывозили через Грузию, - сообщил Дикий. - В Украине кроме наших лечились и чеченцы. В основном им оказывали помощь в Западной Украине. Это делалось вроде бы тайно, но так только казалось. Все знали. Официальная позиция Украины была следующей: мы категорически отрицаем Ичкерию, не имеем с ними контактов, осуждаем участие украинцев, можем дать статью наемникам. На практике никаких процессов не было, России никого не выдавали".