Россией правит пропаганда и авторитаризм
Более полутора лет прошло с тех пор, как Россия аннексировала Крымский полуостров у Украины, и с того времени внимание мирового сообщества в значительной мере сосредоточилось на агрессивных действиях Москвы. Однако мало кто следил за тем, что происходит в самой России, в которой авторитарность президента Владимира Путина достигла колоссальных масштабов.
Репутация Путина как защитника от якобы хищнического Запада укрепилась среди россиян, а влияние сторонников жесткого курса в кругу президента расширилось. В результате антизападный консерватизм, поднимавшийся с начала президентского срока Путина в 2012 году, к настоящему времени заметно развился. Используя атмосферу нетерпимости и ксенофобии, негласно поощряемую правительством, Путин начал подавление гражданских и политических свобод при помощи российского насильственного правосудия, причем все это – под прикрытием ограничения западного влияния.
Наглядным примером того, как это происходит, стала отмена кинофестиваля «Московская премьера», который должен был пройти в начале сентября. Москва внезапно отказала кинофестивалю в финансировании буквально за неделю до предполагаемого начала, сославшись на тяжелые экономические условия. Этот фестиваль проводится с 2002 года и известен демонстрацией спорных фильмов, бьющихся за то, чтобы получить место в российском прокате. Однако в государстве, которое становится все более закрытым и контролируемым, кинофестиваль, представляющий фильмы с альтернативным образом жизни и политики, не мог просуществовать долго.
В конце 2014 года Россия приняла закон, запрещающий употребление бранных слов в фильмах в рамках кампании министра культуры Владимира Мединского, направленной на воспитание национальной мощи. Затем в нынешнем году были введены новые правила о предоставлении лицензий на фильмы, в соответствии с которыми ленты, порочащие национальную культуру, представляющие угрозу национальному единству и подрывающие основы конституционного порядка, не могут быть допущены к показу. Все это произошло после выхода в свет фильма «Левиафан», не снискавшего одобрения министерства культуры.
Однако в угнетении свободы выражения мысли Кремль не ограничивается одной лишь Россией и ее гражданами. Так, в мае в Крыму был арестован украинский режиссер Олег Сенцов по обвинению в причастности к деятельности террористической группы и намерении уничтожить памятник Ленину в Симферополе. Кроме того, обвинение пришло к выводу, что найденные у Сенцова дома видеозаписи антифашистских фильмов являются доказательством его экстремистских наклонностей, и в конце августа украинский режиссер был приговорен к 20 годам лишения свободы.
Процесс по делу Сенцова и отмена кинофестиваля в Москве больше говорят о жажде власти со стороны Путина, чем об угрозах российскому государству. Если кинофестиваль должен был вдохновлять зрителей на критическое отношение к общепринятой российской идеологии, то преступление Сенцова было участием в политическом протесте: он выступил против российской аннексии Крыма и помогал доставлять еду украинским военным, забаррикадировавшимся у себя на базах после российского вторжения.
Подчинив себе российские СМИ, Путин вымостил путь для пропагандистов, чтобы они могли пересмотреть и переписать историю. То же самое Кремль сейчас делает и с законом. На художественную и культурную продукцию накладываются ограничения в попытке обеспечить их идеологическую чистоту. Знание о том, что ради пропаганды возможно все, делает Россию крайне опасной.
В России мало кто ставит под сомнение кремлевскую версию событий, а для тех, кто это делает, существует лишь малое число источников информации. Кроме того, за их создание и распространение предусмотрено серьезное наказание. Россия продолжает принимать все новые драконовские законы в отношении гражданских и политических свобод, ее власти поощряют самоцензуру – а с ней авторитарность России будет абсолютной.