22 июня в Бресте: день памяти или тема для ролевых игр?
Почему в Бресте сместился акцент в проведении мероприятий, приуроченных к годовщине нападения фашистской Германии на СССР, и как относятся к этому местные жители - в репортаже DW. Ранним утром 22 июня несколько тысяч человек собрались на территории мемориального комплекса "Брестская крепость-герой", чтобы понаблюдать за театрализованным действом, в ходе которого была сделана попытка реконструировать события, происходившие в крепости в этот день в 1941 году.
Прелюдией к самому "военно-историческому фестивалю", как его назвали организаторы, стал "марш реконструктуров" по центральным улицам Бреста вечером 21 июня. При этом на главной пешеходной улице Бреста - Советской - попытались воссоздать атмосферу последнего мирного вечера 1941 года. С плакатами тех времен, предметами быта довоенного города, фотографиями. Некоторые кафе и рестораны предлагали специальные меню, основанные на довоенных рецептах.
"Война - не повод для пиара"
У местных жителей неоднозначное отношение к тенденции последних лет, при которой скорбная годовщина становится поводом для театрализованных представлений. Доктор наук Ирина Лавровская рассказывает, что родилась в семье фронтовиков. "Меня воспитывали в уважении и сочувствии к тем, кто прошел через ужасы войны, поэтому я уверена: память о ней недопустимо использовать для развлечений, политического пиара или оправдания низкого уровня жизни через 70 лет после завершения боевых действий", - говорит она.
Лавровская защитила диссертацию по архитектуре старого Бреста. По ее убеждению, если ранее "реконструкции" накануне 22 июня вызывали лишь раздражение, то теперь они просто опасны, поскольку в них задействованы, в том числе, представители российских "военно-исторических клубов", активно участвовавшие в военных действиях в Донбассе.
Сходной точки зрения придерживается и пенсионерка Станислава Кучерова, которая удивлена, что теперь день памяти в Бресте ежегодно превращается в некий праздник, "когда пляшут и поют, вместо того, что пойти в церковь и поставить свечки за тех, кто погиб на той войне и от ее последствий".
Не шоу, а "пробуждение интереса"
Организаторы "военно-исторической реконструкции" не делают шоу, а просто пытаются донести мысль о недопустимости повторения тех событий, утверждает секретарь городского комитета Белорусского республиканского союза молодежи Петр Пицко. "В нашей постановке отсутствуют эйфория от победы и красивых захватов вражеских позиций, ликование над поверженным врагом, - говорит Пицко. - Наверное, историческая реконструкция в Брестской крепости - единственная, где этого нет".
В качестве аргументов в пользу мероприятия, официально названного "военно-историческим фестивалем", городские власти приводят и другие доводы, среди которых "пробуждение интереса к историческим событиям" у молодежи и попытка привлечь в Брест туристов. По словам представителя военно-исторического клуба "Гарнизон" Олега Гребенникова, с каждым годом интерес к мероприятию растет и ширится география участников. "На этот раз в реконструкции событий июня 1941 года приняли участие около 500 человек из тринадцати стран", - уточнил Гребенников, добавив, что заявок поступило гораздо больше, но организаторам пришлось ограничить число участников.
Реквием в тени реконструкции
Подобная симуляция проводится в Брестской крепости уже шестой год подряд. До этого главным, а порой и единственным мероприятием в память о трагической дате был митинг-реквием в мемориальном комплексе. Официальная траурная церемония проводится и сейчас, но собирает куда меньше людей. В ней участвуют ветераны, местные чиновники и зарубежные делегации, а также представители трудовых коллективов Бреста, которых отправляют на мероприятие "по разнарядке".
В отличие от митинга-реквиема, на театрализованное представление жители и гости Бреста города приезжают охотно. Этому способствует и то, что в ночь на 22 июня местные власти бесплатно на автобусах развозят участников и зрителей.
Народ не раскошелился
Затраты на транспорт - далеко не единственная статья бюджетных расходов на проведение мероприятия. Тем не менее, сумму, в которую оно обходится, в Брестском горисполкоме обнародовать не стали.
В 2017 году инициаторы безуспешно пытались собрать средства на одной из краудфандинговых интернет-площадок. Из заявленных 5000 белорусских рублей (в пересчете - около 2380 евро) удалось выручить лишь 430 рублей, или 9 процентов от необходимой суммы. В результате, как стало известно DW, власти Бреста обратились к руководителям предприятий и организаций города с настойчивой просьбой выступить в качестве спонсоров мероприятия.
Что касается самой программы фестиваля, то власти заявили, что готовы в будущем обсуждать его формат с местными жителями и учитывать их пожелания. Например, от салюта на рассвете 22 июня уже отказались.