Как знают Конституцию Украины футболисты: батл - Нагиев против Леоненко
В среду - день рождения у Конституции Украины: ей исполнится 21 год. "Сегодня" проверила, насколько хорошо ее знает категория наших граждан под названием футболисты.
Для прохождения теста по Основному закону государства выбрали представителей разных поколений - ровесника Конституции, 21-летнего защитника Дмитрия Нагиева, неплохо проявившего себя в прошлом сезоне в "Днепре", - кстати, полного тезку знаменитого шоумена. А также годящегося ему в отцы 47-летнего Виктора Леоненко - уроженца Тюмени, до 22 лет игравшего в Москве, а после перехода в киевское "Динамо" получившего гражданство Украины и ставшего лучшим футболистом нашей страны 1992-1994 годов. Обоим задали 10 вопросов, предлагая на каждый три варианта ответа. И с большинством задачек они справились, записав себе в актив победы с разгромным счетом. Но все же чуть лучше результат показал Леоненко - 8:2 против 7:3 у Нагиева.
А ведь как стеснялись поначалу. "Я сразу извиняюсь, если буду выглядеть бараном", - сказал Леоненко. "Надеюсь, там вопросы не прям уж такие тяжелые. Я, конечно, стараюсь быть всесторонне развитым, но все же Конституция - не мой конек", - предупреждал Нагиев.
Что ж, на первом же вопросе - в каком году была принята Конституция - Дмитрий и споткнулся. "Думаю, в 1991-м, когда Украина стала независимой, - включил он было логику. - Нет? Аж в 1996-м? Ничего себе!" - удивился Нагиев.
"В 1996-м, сто процентов!" - в свою очередь, выпалил Леоненко.
"Вы так уверенно говорите"... - "Потому что я парень уверенный", - улыбнулся Виктор.
Зато чутье помогло Нагиеву справиться с вопросом №2: сколько в Основном законе статей? "161", - угадал защитник. Тогда как Леоненко переборщил: "Так как ее постоянно дополняют, может быть и 590. Ладно, пусть будет 324. Что, на самом деле меньше? Ну ты меня поймал!".
И Леоненко, и Нагиев, как орешки, раскусили часть теста, посвященную форме правления в Украине, госбюджету и возрасту, с которого можно стать президентом страны. А вот на вопросе о том, кто приводит к присяге главу государства, Нагиев вышел вперед, сразу определив, что это делает председатель Конституционного суда. Тогда как Леоненко выбрал вариант ответа - самый возрастной депутат ВР - и ошибся.
Впрочем, когда дело дошло до количественного состава Рады, Виктор Дмитрия догнал. "350, - предположил Нагиев. - Неправильно? В реальности 450? Та ладно? Я как не включу новости - "за" голосуют всего двести с чем-то там. Наверное, прогуливает человек сто - я почему-то об этом не подумал".
"Хотя Украине и 150 депутатов бы хватило, - от себя добавил Леоненко. - К слову, я часто смотрю заседания парламента. Нет-нет, боксерские поединки депутатов меня не интересуют, мне важно, кто и за что голосует, чтобы не было неясностей. А то обещают одно, а на деле выдают другое. Кстати, переходы из одной партии в другую очень напоминают футбол: у них там тоже трансферный рынок".
Засомневался Нагиев, отвечая на вопрос, до каких пор, согласно Конституции, родители обязаны содержать своих детей. Но в итоге дал правильный ответ - до совершеннолетия, то бишь до 18 лет. "Хотя сам уже с 16 на шее у родителей не сидел. Моя первая зарплата в "Днепре" была 150 долларов. Родителям часть отдал, а остальное потратил на питание, какие-то вещи. Ничего запоминающегося не купил. Просто знал, что у меня есть свои заработанные деньги. Мне хватало".
И быть бы в конституционном батле Леоненко vs Нагиев ничьей, но на исходе "основного времени" Дмитрий ушел в минус. Последняя, десятая, задачка звучала так: "По каким вопросам не допускается референдум?". Нагиев выбирал между амнистией (правильный ответ) и зарплатами нардепов, и прогадал, остановившись на втором. Тем не менее заключительной промашке не расстроился. "7:3 по правильным и неправильным ответам - неплохой счет. Я сперва пропустил "гол", но потом "отыгрался". Думал, я политику похуже знаю", - сказал Дмитрий.
Леоненко же, закончив тест со счетом 8:2 в свою пользу, заключил: "Конституция, получается, не такая сложная. Но, боюсь, моему результату люди не поверят, скажут, что все подстроили".
"А лично у вас проблем с законом не было?" - спросили у собеседников. "Я стараюсь нормально себя вести. Побольше бы таких", - не стал скромничать Дмитрий. Леоненко же вспомнил о штрафах за превышение скорости: "Хотя так, как Каладзе, Белькевич или Гусин, я не разгонялся. Но вообще, в большинстве случаев гаишники меня прощали. А после дубля в матче со "Спартаком" в 1994-м люди мне еще бесплатно бензин наливали".
Кстати, с паспортом, подтверждающим украинское гражданство, у Леоненко и Нагиева связаны свои истории. "Указ о предоставлении мне гражданства Украины подписал не то Кравчук, не то Кучма. Обосновали это тем, что страна нуждалась в сильном игроке для сборной, - рассказывает Леоненко. - Как отреагировали в Москве? Сочли предателем. Помнится, я потерял как-то паспорт, и возникли проблемы с пропиской. Я тогда президента "Динамо" травил: "Ты понимаешь, что у тебя лучший футболист - бомж?".
"Когда я фотографировался на паспорт, было холодно. Рубашку надел, свитер. Вышло, как будто мне лет 50, - смеется Нагиев. - До сих пор стесняюсь показывать этот документ. А если и показываю, то только чтобы посмеяться. Та моя прическа на фото - никакого стиля! Впрочем, такая же история у всех моих знакомых".