Марк Хьюз о финале эпохи Рона Денниса
30 июня пресс-служба McLaren сообщила о том, что акционеры компании выкупили долю, до последнего времени принадлежавшую Рону Деннису, что означает завершение целой эпохи в истории команды, неразрывной связанной с этим безусловно выдающимся, но сложным человеком, ставшим жертвой собственных ошибок. Собственно, именно этому и посвящен комментарий известного британского эксперта Марка Хьюза.
Пути McLaren и Рона Денниса окончательно разошлись - поговаривают, что ему будет выплачено 275 млн. фунтов стерлингов за его долю в группе компаний McLaren, составлявшую 25%. Это было неизбежно.
После того, как в прошлом ноябре Денниса сместили с поста исполнительного директора, он уже не участвовал в управлении McLaren, но оставался в числе основных акционеров, следовательно, должен был посещать заседания совета директоров. Там он появлялся вместе со своим адвокатом.
Его бывший друг Мансур Оджей (которому принадлежали другие 25% акций, а еще 50% находились под контролем бахрейнского фонда Mumtalakat) тоже приводил своего адвоката - на всякий случай, в качестве контр-меры. Обстановка в компании была далеко не самая здоровая - все это лишь было отражением того, что отношения между партнерами, которые вместе многого добились, были испорчены.
Этот конфликт и стал главной причиной разрыва Денниса и команды, которую он полностью преобразил, получив над ней контроль в сентябре 1980 года, но дело еще и в том, что он не смог собрать финансовые ресурсы, которые позволили бы ему выкупить контрольный пакет акций, хотя одно время на это надеялся. Раз он не смог его выкупить, пришлось продать свою долю. Других вариантов не было...
Участие Денниса в судьбе McLaren получило несколько ироничный финал. В 1981-м, через год после того, как Рон начал руководить командой вместе с ее тогдашним главой Тедди Майером, тот сказал: «Двоим здесь тесно. Один из нас должен уйти». Говорят, Деннис отреагировал на эти слова вопросом: «Ты собираешься купить долю или продать ее?» Майер продал свои акции, а Деннис свою долю увеличил. Через 37 лет все произошло наоборот. Разве что стоимость компании стала иной: если 1980 году она была на уровне 100 тысяч фунтов, то теперь McLaren стоит миллиарды.
Есть мнение, что после этого Деннис сделал из McLaren лучшую команду, когда-либо выступавшую в Формуле 1, хотя в те времена был риск, что она канет в небытие. Он добился успеха, полагаясь на свое видение; ему удавалось максимально развивать свою компанию по мере того, как росла и бурно развивалась Формула 1. Он лучше всех понимал последствия этого процесса, а его честолюбие было неутолимым, благодаря чему команде покорялись все новые высоты.
Но в последние годы складывалось ощущение, что все это должно привести его в некий тупик, и что подобный финал был предопределен изначально. Деннис нажил могущественных врагов. Вероятно, в этой ситуации он искренне действовал в интересах команды, но выяснялось, что некоторые решения были ошибочными. Например, он всегда настаивал, что контракты со спонсорами должны быть только максимально выгодными, хотя McLaren уже давно не показывала высоких результатов, а рынки лихорадило из-за кризисных явлений, и в итоге команда несла значительные убытки.
По сути его разрыв с командой состоялся семь месяцев назад, но для того, чтобы определить условия ухода Денниса, потребовалось немало времени. Так что новая глава в истории McLaren, в которой нет такого героя, как Рон Деннис, уже началась. При этом имидж команды в 2017 году скорее возвращает нас к «до-деннисовским» временем, в частности, активная реклама фильма об ее основателе Брюсе Макларене, использование оранжевого цвета в раскраске машин и участие Фернандо Алонсо в гонке Indy 500.
И хотя, наверное, тот факт, что сторонам удалось договориться об условиях развода, идет всем на пользу, поскольку открывает возможности для дальнейшего развития, обновленной команде McLaren предстоит пройти еще очень долгий путь, прежде чем ее достижения можно будет сравнивать с наследием 37-летней эпохи Рона Денниса.