Амбиции роста: выпускные коллекции в Королевской академии изящных искусств Гааги
На примере факультета текстиля и моды в Королевской академии изящных искусств Гааги можно наблюдать, как выращивать новую модную школу.
17 июня студенты факультета текстиля и моды Королевской академии изящных искусств Гааги (сокращенно KABK) представили свои выпускные коллекции. Все проходит в корпусе одной из первых электростанций Голландии, 30 лет назад перезапущенном в зал для концертов и выставок, показательном проекте местной джентрификации.
На втором этаже - презентация работ студентов 1-4 курса Exposed, которая выглядит как выставочный проект современного искусства. Распечатанные на прозрачном пластике детали одежды вместе создают кинетическую композицию единой вещи. Есть «сервированный» сшитой или скрученной тканью стол и кукольный домик с отверстием для вуайериста. У каждого объекта есть свой вау-эффект и стройное идеологическое обоснование. К примеру, массивное тканое полотно Джоаны Шнейдер (Joana Schneider) - хаотичная реплика берберского ковра 1970-х и глубокое исследование на тему схожести ритма плетения и традиционных племенных напевов, а также проблем современной культурной апроприации (заимствовании и присвоении культурных элементов меньшинств вне оригинального культурного контекста). Расшитые дикими эмблемами и искусственной шерстью скейты - работа Грейс Джао (Grace Jao). Ее идея - культурное разнообразие: оно объединяет вышитую бисером парадную накидку из нигерийского племени Йоруба и район Чайнатаун в Гааге (который до Второй мировой был еврейским кварталом), рукотворный хендмейд и повседневные объекты.
Показы проходят этажом ниже. Акцент - на четыре коллекции выпускников курса. При разнообразии тем их объединяет деконструктивистский подход в моде и тематический социальный эскапизм.
Рус Буcхар (Roos Boshart, Нидерланды) сделала коллекцию привычных вещей вроде черного кимоно, песочного тренча или белой рубашки и показала их запечатанными в пластик или подвешенными на ремнях, надев конструкции на полуголых моделей. Такой музейный прием представления одежды переносил все внимание на тело, развивая тему коллекции («Я раб твои представлений, а ты моих») в бесконечность рассуждений о том, как клише влияют на всех нас.
Талония Слуи (Thalonja Slui, Нидерланды) посвятила коллекцию больным шизофренией, отсюда и название Out of Touch. Все вещи коллекции дизайнер сделала в форме букв Touch - в качестве демонстрации идеи того, что аутсайдеры существуют в равноправном контакте с реальностью, и - конструкторского приема. Особенно хороши эксперименты сказались на верхней одежде: лишенные части деталей плащи, пуховики, парки, свитеры, жакеты выглядели узнаваемо и небанально.
Рашель Чонг (Rachael Cheong, Сингапур) представила коллекцию вещей, удивительно тонко собранных из домашнего утиля вроде клетчатых скатертей и цитат исторического костюма. Образ дополнили напечатанные на 3D принтере кукольные маски и силиконовые жуткие перчатки, которые отвечают за идею коллекции - секреты, которые мы скрываем за статусами в соц сетях, и смелость принимать темную сторону эмоций.
Коллекция Вероники Конвисковой (Veronika Konvickova, Чехия) вышла готическая, завораживали детали - оборки и рюши, каскады которых складывались в фантастические цветы изумительного мастерства исполнения. Она более других демонстрировала, как много внимания уделяют в КАВК не просто модному, а текстильному дизайну - дизайну, разумеется, не принтов, а поиску новых материалов и экспериментам с фактурами.
Такая стратегия - прагматичная работа на перспективу. Если главные вопросы модной индустрии касаются переведения ее на цикл сознательного производства, то скоро главные потребительские тренды будут не о форме подола, а производстве. К примеру, как сильно новые джинсы не навредили природе или из каких переработанных материалов они пошиты.
Наблюдать за динамикой молодого модного факультета в Гааге интересно еще и потому, что он кажется хорошо поставленным опытом на важный вопрос. Через сколько лет вырастут студенты, которые будут формировать международную репутацию учебного заведения?
В сфере искусства и дизайна у старейшей гаагской Академии в Нидерландах (основана в 1682) репутация отменная. Только на 20 век набралось приличное количество имен. Здесь преподавал Поль Схейтема (график и участник арт-движения в Голландии начала 20 века De Stijl, самым известным представителем которого является проповедник универсальной гармонии геометрии форм и чистых цветов Модриан), а также Паул Ситрун, фотомонтаж «Метрополис» которого стал главным вдохновением для одноименного фильма Фрица Ланга.
Сейчас над задачей поставить Гаагу на карту модного образования работает убедительный антверпенский десант. Пятый год факультет курирует Юрджи Персонс, выпускник модного факультета антверпенской Академии изящных искусств. Программа строится по типу антверпенской академии: первый курс с фокусом на изучение силуэтов и вещей, второй - исторического костюма, третий - этнического, в финале четвертого студенты представляют выпускную коллекцию.
Выставку Exposed студентов текстильного отделения пригласили оформить Боба Верхельста, бессменного сценографа показов Мартина Марджелы.
Текст - Татьяна Соловей
Фото:
Бекстейдж: Jan/Jorre.