В Национальной опере Украины состоялась премьера пьесы Михаила Старицкого
В Национальной опере Украины состоялась одна из самых необычных премьер - впервые за всю историю существования знаменитой пьесы Михаила Старицкого "За двумя зайцами" по ее мотивам был создан балет. Риск был велик - слишком уж запал в души одноименный киношедевр. Но результат превзошел все ожидания - премьера балета "За двумя зайцами" прошла с огромным успехом! Об этом "Багнету" сообщили в пресс-службе театра.
Пересказать языком пластики полюбившийся сюжет о незадачливом цирюльнике, который в буквальном смысле, погнался за двумя зайцами, решился балетмейстер-постановщик Виктор Литвинов. Автор либретто и исполнительница роли одиозной Прони - Татьяна Андреева, композитор - Юрий Шевченко, дирижер - Владимир Кожухарь, сценограф - Сергей Маслобойщиков, художник по костюмам - Анна Ипатьева.
Согласно сюжета пьесы М. Старицкого, любовная трагикомедия разыгралась в Киеве, в районе Гончары-Кожемяки, который простирается от Андреевской церкви до Подола. И создателям постановки удалось как нельзя лучше передать атмосферу старого Киева - узнаваемого и любимого.
В декорациях, где основным символом стала Андреевская церковь, сквозь которую прорастают мальвы (впрочем, как и сквозь все, что было на сцене) - тонкий намек на провинциальность. Тем не менее, именно обилие цветов придало всему сценическому действу легкость и праздничность.
Даже огромная бутафорская свинья, логично вписавшаяся в общую атмосферу, стала аллегорией не только среды обитания главных героев, стремящихся "из грязи в князи", но и их "свинских" поступков.
Органично вписалась в сюжет музыка, написанная композитором Юрием Шевченко. "У балета есть свой язык, язык пластики, сценографии, музыки. И это сразу меняет все акценты - история остается все той же, но способ ее рассказа несколько иной. Я, например, месяца три колебался - использовать ли известную песенку Голохвастого и компании "В небе канареечка летает...", - делится историей создания балета композитор. - В конечном итоге музыка была написана и в руках Владимира Кожухаря моя партитура зазвучала волшебно".
Тем не менее, веселые куплеты "Канареечки" стали лейтмотивом балета, в котором звучит и кадриль, и танго, когда Проня осваивает азы балетного искусства в частном салоне. В тоже время, в музыкальную канву удачно вплетены и народные мелодии, и знаменитая "Школа Соломона Пляра".
Костюмы героев, а их отшито более сотни - ручной работы и из натуральных тканей, стилизованных под эпоху прошлого века, далеки от классических балетных. На создание образов Анну Ипатьеву вдохновило творчество Марии Примаченко, а вот костюмы для главной героини - Прони, это влияние современного украинского художника Владислава Шерешевского. Стеганые ватники, льняные сарафаны, многослойные юбки и кожухи персонажей обильно декорированы принтами, лентами, аппликациями, кружевом и украинской вышивкой. Как и декорации, каждый образ "рассказывает" о своем персонаже, вызывает определенные ассоциации. Богатство сценических костюмов стало еще одной изюминкой постановки, добавляющей ей яркость, колорит и неповторимость.
Образ Прони в первом премьерном показе воплотила Татьяна Андреева, которой принадлежит инициатива постановки этого комическо-мистического балета. В ее исполнении Проня - это уже не просто смешная мещанка, мечтающая выйти удачно замуж. Проня стала мечтательной, влюбленной, более изящной и романтичной, барышней искренне желающей найти свое женское счастье. Блестящим творческим приемом стало ее свадебное платье с длинным шлейфом, в который почти насильно закутывали Голохвастова, роль которого исполнил Ярослав Ткачук. Грациозный в красивой одежде он казался обворожительным и искренним, а не злым искусителем, жаждущим богатства невесты.
Балетмейстер-постановщик Виктор Литвинов, заметил: "Нам очень хотелось донести до зрителя весь юмор, заложенный в пьесе Старицкого, - и добавил. - Но очень сложно было языком танца передать знаменитое выражение "Проня Прокоповна, вам просили передать, шо вы падлюка".
Можно с уверенностью сказать, что "За двумя зайцами" - балет уникальный, он получился многогранным и мистическим, и юмористическим, и драматическим. Кроме того, он стал очень громким аккордом в завершении театрального сезона.