Берлин знает, чего ждать от хакеров из РФ во время выборов
Значительная часть ежегодного отчета Федерального ведомства по охране конституции ФРГ посвящена атакам предположительно хакеров из России во время предстоящих выборов и не только. Во вторник, 4 июля, министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер (Thomas de Maiziere) и директор Федерального ведомства по охране конституции (Bundesamt f?r Verfassungsschutz, BfV) Ханс-Георг Масен (Hans-Georg Maa?en) представили на пресс-конференции в Берлине отчет ведомства за 2016 год. В этом ежегодном документе публикуются подлежащие огласке данные спецслужбы об угрозах внутренней безопасности Германии.
К числу таких угроз ведомство относит политически мотивированную преступность, левый и правый экстремизм, исламистский терроризм, а также шпионаж и прочие операции иностранных спецслужб в Германии, которым в отчете отведена отдельная глава.
Значительная ее часть посвящена в этот раз России. Кроме нее, также упоминаются Китай, Иран и Турция, которая, однако, шпионит в Германии, по данным Масена, главным образом за своими оппозиционерами.
Цели России
Совсем другие цели преследуют российские спецслужбы. Авторы отчета указывают, что отношения России с большинством стран ЕС и НАТО "сильно отягощены", а кроме того, страна страдает от санкций, введенных в ответ на аннексию Крыма и подстрекательство сепаратистов на востоке Украины.
"Российское руководство, - говорится в документе, - пытается донести до западной общественности свой подход к конфликту, а также другим очагам кризисов, и добиться отмены санкций ЕС". Российских же разведчиков интересует в первую очередь все, связанное с этим конфликтом, а также отношение Европы к российским военным действиям в Сирии.
Кибершпионаж... Кибератаки... Говоря на эту тему, Масен особо выделил считающийся российским ресурс АТР28 (Advanced Persistent Threat), успешно атаковавший в прошлом году один швейцарский военный концерн и штаб-квартиру ОБСЕ.
Сбор компромата российскими хакерами
"Мы установили также, что кибератакам со стороны АТР28 или со стороны других АТР, которые мы относим к сфере российских спецслужб, - заявил Масен, - то и дело подвергаются немецкие партии, немецкие политики и отдельные лица".
Вывод, который делает директор BfV, заключается в том, что у российских кибератак политические цели, а именно, получить информацию, которую можно было бы использовать в компрометирующих немецких политиков целях.
Масен не знает, будет ли использована такая информация или, быть может, уже используется, но исходит из того, что в результате, в частности, хакерской атаки на бундестаг весной 2015 года были похищены значительные объемы данных.
К числу других объектов повышенного интереса зарубежных спецслужб в отчете BfV отнесены МИД ФРГ и его зарубежные представительства, министерства финансов, а также экономики и энергетики, ведомство федерального канцлера и структуры бундесвера.
Бесспорное авторство?
В том, что за такого рода атаками стоят именно российские хакеры, немецкие спецслужбы теперь не сомневаются.
Доказательств, правда, они по-прежнему не предоставляют, но, как отметил на пресс-конференции Томас де Мезьер, "мы указываем на Россию потому, что существуют вполне определенные методика и систематика технической конфигурации таких атак, которые очень убедительно указывают на российские источники".
Авторы отчета BfV не без некоторого уважения пишут о том, что "предположительно российская кампания атак оперирует примерно с 2005 года чрезвычайно тайно и с использованием сложной и высококачественной вирусной программы Urobus (другие ее названия Snake или Turla), что свидетельствует о высокой аналитической компетенции атакующих и наличии у них соответствующих ресурсов".
Кремлевские хакеры и выборы в Германии
Особое значение данные, изложенные в отчете, приобретают в свете предстоящих 24 сентября парламентских выборов в Германии. От их итогов зависит, останется ли канцлером ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) или нет.
У ведомства по охране конституции нет сведений о том, что какая-либо зарубежная спецслужба поддерживает того или иного кандидата, но, добавил Масен, "известно, что господина Путина, скорее всего, устроил бы на посту канцлера другой человек".
Он вообще сомневается, что целью, как считают в США, российских хакерских атак в преддверии американских президентских выборов была помощь Дональду Трампу. "Если оценивать ситуацию сегодня, - заявил Масен, - то целью, скорее, было нанести долговременный ущерб американской демократии и нагрузить Трампа серьезной обузой в его первый год президентства".
Вот и в ходе немецкой избирательной кампании, считает он, российская кампания дезинформации будет направлена не на то, чтобы перевес получила та или иная партия, чтобы канцлером стал тот или иной человек, а на подрыв доверия к демократическим институтам власти в ФРГ. На то, чтобы следующий глава правительства был внутриполитически ослаблен и, следовательно, не имел бы во внешней политике прежнюю свободу маневра.
Министр внутренних дел ожидает, что незаконно добытая российскими хакерами информация - хотя бы частично - уже в ближайшие недели будет обнародована. После того, что мы увидели в США и во Франции, сказал де Мезьер, "мы настраиваемся на аналогичные попытки оказать влияние и на выборы в Германии".
Ложь как инструмент политики
К числу таких попыток он относит и массовое распространение в социальных сетях и в интернете написанных якобы людьми, а на самом деле машинами, комментариев, выражающих вполне определенную точку зрения. Делается это, убеждены в Германии, с ведома и по поручению российских государственных инстанций, устанавливающих в этих целях соответствующие нарративы.
"Пророссийская и направленная против немецкого правительства пропаганда и кампания дезинформации усилились, начиная с 2014 года, параллельно с растущими внешнеполитическими проблемами (Крымский кризис, война в Сирии) и ухудшением экономического положения в России, - говорится на этот счет в отчете BfV. - Важнейшие инструменты распространения пропаганды и дезинформации - социальные сети, "Твиттер", финансируемые государством и частные организации, а также государственные СМИ".
Томас де Мезьер призывает спокойно и без истерики реагировать на ложь и полуправду, отвечать правдивой информацией и фактами.
"Для некоторых деятелей ложь - это элемент политики, действенный инструмент в предвыборной борьбе, так было испокон веков, - заявил он. - Важно оперативно разоблачать дезинформацию, как это и было сделано во время французской избирательной кампании благодаря быстрому ответу Эмманюэля Макрона".
Де Мезьер не сказал, какого деятеля, прибегающего ко лжи в политических целях, он имеет в виду, но журналистам на пресс-конференции было ясно, что речь он вел о российском президенте.