Петр, Феврония и другие православные покровители семьи
День семьи, любви и верности в десятый раз отметят во многих городах России и зарубежья 8 июля, когда православные верующие чтут память святых благоверных Петра и Февронии Муромских, ставших символом супружеской верности.
Основные празднества пройдут на родине Петра в Муроме, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Крыму, Екатеринбурге и Новосибирске.
По традиции с 2008 года 8 июля по всей России будут награждать медалями "За любовь и верность" пары, прожившие в браке многие годы - от 30 лет.
Праздник семьи, любви и верности отмечается в России с 2008 года. Во многом он возник в противовес Дню "всех влюбленных". В Русской православной церкви, как и во многих других церквах, День святого Валентина считают чисто коммерческим проектом, главная цель которого - создать еще один повод для массовых продаж. Да и влюбленность, с точки зрения православных, не самое прочное основание для брака.
Согласно житию, князь Петр за несколько лет до вступления на Муромский престол заболел проказой. Во сне ему было открыто, что от недуга его может исцелить только крестьянка, дочь пчеловода Феврония. Она согласилась вылечить князя, если он потом на ней женится. Петру не хотелось брать в жены простолюдинку, поэтому он решил пообещать на ней жениться в обмен за исцеление. Но обещание не исполнил.
Феврония, заподозрив неладное, не залечила один струп на теле князя. Поэтому, когда Петр не сдержал данного слова, болезнь возобновилась. Он вновь обратился к девушке за помощью, но на этот раз выполнил обещание и женился на ней и полюбил жену настолько, что добровольно отказался от власти и отправился с супругой в изгнание, когда бояре взбунтовались против княгини-простолюдинки.
Но тут в Муроме началась смута, и бояре позвали князя обратно. Князь и княгиня вернулись, правили долго и заслужили любовь народа. В старости они приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния и молили Бога, чтобы умереть в один день. Похоронить себя они завещали вместе, в одном гробу с тонкой перегородкой посередине. Скончались святые супруги каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года.
У православных есть и другие святые покровители семьи. Например, о даровании детей они по традиции молятся родителям Богородицы Иоакиму и Анне. Они любили друг друга, жили праведной жизнью, но их брак многие годы оставался бездетным.
Дошло до того, что первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он "не создал потомства Израилю". После этого случая святой Иоаким оставил жену дома в одиночестве, а сам удалился в пустыню. И тогда им обоим явился ангел, возвестивший, что Господь услышал их молитвы и скоро у низродится ребенок и об их потомстве "будут говорить во всем мире".
Иоаким вернулся к Анне. И действительно, вскоре у пожилых родителей родилась Дева Мария.
Еще один евангельский образец семейной любви и верности - родители Иоанна Предтечи. Согласно апостолу Луке, праведная Елисавета была двоюродной сестрой Девы Марии. Она счастливо вышла замуж за священника Захарию. Однако и у них долго не было детей.
О том, что у престарелой Елисаветы вскоре родится сын, Захарии возвестил архангел Гавриил. Но Захария не поверил, за что был наказан немотой. Снова говорить он смог, когда согласился назвать сына Иоанном.
Во время избиения Вифлеемских младенцев Елисавета с сыном укрылись в пустыне, а Захария был убит, так как не пожелал выдать их местонахождение.
Замужние православные женщины особо почитают святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Сами святые в разные годы, но в один и тот же день, приняли мученическую кончину во времена гонений на христиан императоров Диоклетиана и Лициния, и уже после своей кончины чудесным образом спасли одну несчастную жену, претерпевшую множество издевательств и унижений от своего супруга.
На родине девушку-христианку Евфимию выдали замуж за наемника-гота, язычника, у которого на родине, куда он ее увез беременной, оказалось, уже была одна жена. Несчастная стала ее рабой. В итоге, после трагических событий, в ходе которых погиб и новорожденный ребенок Евфимии, и сама ее притеснительница, и живой положили в гроб к госпоже, тело которой уже начало разлагаться. Перед тем как впасть в предсмертное забытье, бедная женщина взмолилась к Богу и святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, умоляя их о помощи и спасении. Очнулась она в церкви родного города, где и рассказала о своих злоключениях.
Эта женщина из разряда тех, кого сегодня называют "городскими сумасшедшими", а в XVIII, когда она жила, именовали юродивыми, 45 лет ходила в грязных красно-зеленых лохмотьях по улицам российской столицы. После смерти мужа, придворного певчего, оставшись в 26 лет вполне обеспеченной вдовой, она к изумлению родни пожертвовала свой дом одной из знакомых, надела оставшуюся от мужа одежду и с тех пор откликалась только на его имя. Но это не было психическим расстройством. Как оказалось, ее любимый супруг скончался без покаяния, поэтому Ксения, желая искупить грехи мужа, взяла на себя подвиг добровольного безумия.
Этой святой православные молятся о благополучии второго брака. Согласно житию, женщина не хотела и первого брака, желая посвятить свою жизнь только служению Богу. Но родители тогда настояли на замужестве. А после гибели первого мужа на войне, ей пришлось снова выйти замуж. Супруги вели счастливую богоугодную жизнь. И лишь когда ее второй муж принял монашеский постриг, Афанасия и сама удалилась в монастырь.
Одному из самых почитаемых христианских святых молятся о замужестве дочерей. В житии святого Николая описывается история о том, как он помог трем девушкам избежать бесчестия. Их отец, не имея возможности собрать приданое, решил заработать на красоте дочерей. Узнав об этом, святитель Николай тайком подбросил в их дом мешок с золотом, благодаря чему отец благополучно выдал замуж одну из дочерей. А вскоре такое же приданое получили и обе ее сестры. Но их отец подкараулил святителя, когда тот тайком подбросил в окно третий мешок с золотом, и кинулся ему в ноги со словами благодарности. Святой же взял с него клятву, никому об этом не рассказывать.