Личный опыт: участие в киевском перформансе Марины Абрамович
Юлия Лысенко приняла участие в перформансе Марины Абрамович, который в киевском PinchukArtCentre проходит до сентября, и поделилась впечатлениями с Vogue.ua.
На выставку в PinchukArtCentre я пошла вместе с другом. Перфоманс Марины Абрамович - партисипативный, то есть зрители становятся непосредственными участниками.
Одновременно таких людей может быть не более тридцати, поэтому ожидаем в очереди. Разглядываю толпу вокруг: молодые люди, пары и одна семья с мальчиком лет одиннадцати. Не важно, кто с кем пришел - вас разъединят. Симпатичная девушка-фасилитатор, отвечающая за безопасность перформанса, рассказывает правила: вещи нужно оставить, разговаривать и кричать нельзя, часы снять. Делаю все, как она говорит, и уже через минуту на мне оказывается черная непроницаемая повязка и плотные наушники.
В сопровождении фасилитатора заходим в комнату, где будет проходить действо. Находиться здесь можно сколько угодно, чтобы выйти достаточно поднять руку и вас выведут. Я ступаю очень неуверенно, повязка сидит плотно, но все же я могу видеть какой-то кусочек света. Это успокаивает. «Нужно найти стены!», - думаю и вдруг чувствую, как меня останавливает человек, такой же ослепленный повязкой и оглушенный наушниками. Он берет меня за руку, гладит по голове.
В пространстве Абрамович важно взаимодействовать. Так или иначе избежать встречи с другими людьми не выйдет. Даже столкнувшись случайно, вы общаетесь, а иногда разговор затягивается надолго: с кем-то просто пытаетесь удачно разминуться, кто-то здоровается рукопожатием, а кого-то можно долго изучать. Это парень, он в шортах, на запястье кожаный браслет, длинные пальцы. Он что-то чертит на моей ладони. Кажется, рисует буквы, пытаясь сказать, как его зовут.
Сперва мне вовсе не хотелось взаимодействовать с другими. Пространство казалось огромным: намотав несколько кругов и даже один раз ударившись о стену, я так и не смогла понять его реальных размеров. Неощутимо тут и время. Не знаю, сколько там пробыла. Снять часы нас попросили не просто так - чтобы не было соблазна подсмотреть. А ведь действительно интересно, который час.
Закрыть глаза я так и не смогла. Маленькая полоска света все же спасала, делая пространство более безопасным.
Люди в «генераторе» все время меняются. Сложно понять, вышли ли те, с кем вы пришли, и кто будет следующим. С другом, который был со мной на выставке, в этой комнате мы встретились всего раз. Люди, которых вы здесь встретите кажутся идеальными. Можно придумать, как они выглядят, представить, чем бы могли заниматься, и какими качествами обладать. Самая большая неприятность, которую они смогут вам причинить - случайно наступить на ногу.
То, что происходит перед началом - лишь изящно разыгранная увертюра. Длинная очередь и то, как заботливо девушка в черной одежде готовит ко входу в комнату. Дальше вы придумываете сценарий самостоятельно, преображая пространство, прописывая диалоги. Вы свободны думать, о чем угодно или не думать вовсе: нарисовать в голове картинку, всего что есть вокруг, вспомнить в деталях детское воспоминание. Выйдя из комнаты, можно записать этот сценарий на бумаге, забрать с собой или оставить в прозрачном боксе.
Наконец, поднимаю руку и фасилитатор Владимир, актер из Одессы, помогает мне выйти. Прежде чем стать помощником он сам проходил перформанс: «На меня тогда нахлынуло много личных переживаний. Проходит рядом с человек, вы общаетесь на языке тела и кажется, что он сейчас - самый близкий. Но вот через секунду его уже нет».
Владимир говорит, что многие люди боятся отпустить фасилитатора, оказавшись в комнате.
Уже на выходе интересуюсь мнением участников, которые были со мной в одном пространстве. Анна здесь во второй раз. Свой первый опыт она описывает как нечто внеземное. «Это была другая реальность. Я чувствовала, что иду над обрывом, вне пространства и времени». А Галине, которую сюда привела подруга, было не комфортно: «Я поняла, что не доверяю людям. Хоть мне и было интересно их коснуться, все же это большой стресс. Особенно, когда нападают несколько человек сразу».
«Непонятное состояние, - говорит Ксения. - Это и не страх, и не спокойствие. Есть какая-то боязнь неизвестного. А что, если там и не люди вовсе?». А мой друг даже назвал перформанс жестоким. Ведь там люди оказываются в ловушке своих мыслей, воспоминаний, визуальных образов и собственного одиночества.
Два дня спустя я вернулась в «Генератор». Немного прошлась по комнате, познакомилась с новыми обитателями, села в углу и закрыла глаза, забыв о «безопасной» полоске света. Тогда, кажется, и начинаешь видеть. Видеть внутри «генератора».