Ореховый Спас. Что можно и что нельзя делать в этот день
Сегодня православные христиане празднуют Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа - Третий, или Ореховый, Спас
29 августа празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, которое произошло в 944 году. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.
С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя.
Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.
С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление, лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.
Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.
Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу, и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города.
С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 29 августа (по новому стилю) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
Этот праздник в народе также известен, как Третий Спас, называемый еще Ореховым, Холщовым или Хлебным.
"Обозреватель" собрал самую важную информацию о празднике, его традициях, а также выяснил, что обязательно нужно сделать в этот день, чтобы последующий год прошел с достатком.
Ореховый Спас
Святые письмена говорят о том, что после воскресения Иисуса Христа один из его учеников исцелил Авгаря с помощью Нерукотворного образа Спасителя. Позже этот образ похитили мусульмане и выкупить его удалось лишь 9 веков спустя византийскому императору Михаилу. Он тут же перевез его в Константинополь и в честь этого события основали праздник.
С троицей Спасов обычно встречали осень и начинали заготовку продуктов на зиму. С Медовым собирали мед и последний урожай ягод, с Яблочным - фрукты и овощи.
Ореховый Спас получил свое название в связи с периодом, к которому якобы уже созревают орехи. Соответственно, в этот день свежий урожай становился важным ингредиентом для выпечки хлеба, который, в свою очередь, являлся главным блюдом на семейном столе.
Традиции праздника
Подобно предыдущим двум, третий Спас также проходит с обрядами и процессами малых освящений в храмах. Как правило, прихожане укладывают в свои корзины различного вида орехи, однако не запрещается добавить яблоки, мед и даже овощи.
Дома хозяйки пекут не только хлеб, но и различные мучные изделия. В них добавляют грибы, изюм, мак и, конечно же, орехи.
Среди прочих названий Орехового Спаса можно встретить и "Холщовый", так как в этот день популярными были ярмарки и торги холстами, полотнами. Так появилось поверье, что в день праздника обязательно нужно было что-то купить, пусть даже и безделушку. Иначе весь последующий год пройдет в нищете.
Жители городов в этот день также устраивают "великоденские" гулянья. Существует мнение, что на Ореховый Спас, впрочем, как и на Яблочный, можно освящать новые колодцы и другие источники с питьевой водой.
На что стоит обратить внимание
Особенностью этого дня и еще одним признаком приближающейся осени являются ласточки и журавли. На Ореховый Спас птицы отлетают в теплые края. Если журавли улетели - жди морозов на Покров.
Грозовой и неспокойный август называют предвестником долгой и теплой осени.
Существует также забавное поверье, что на Ореховый Спас ведьмы якобы готовили свои волшебные палочки. Как можно догадаться, из орешника, так как он считался деревом, которое наполняется особыми силами.
Что нельзя делать
Особо значимых запретов на Ореховый Спас нет. Ограничений в пище нет, так как к этому времени Успенский пост заканчивается.
Нельзя в этот день ссориться, особенно с близкими и желать кому либо зла. Считается что неприятности, которые пожелаешь в этот день, вернутся к тебе сторицей.