За спиной у войны
- Это обычная история для наших постсоветских стран, - говорит Лена и передает мне чашку кофе. Все то же самое, что и до войны было: у нас женщины в принципе активнее, чем мужчины.
Елена Максимова - практикующий психолог благотворительного фонда Каритас-Мариуполь. Мы обсуждаем, почему в поселках на линии соприкосновения женщины более активны, чем мужчины.
Лена вспоминает скачущих коней и горящие избы, как обязательную программу женских активностей:
- Это совершенно ненормально, но это есть. Вот то поколение женщин, переживших войну, оставшихся без мужей, из поколения в поколение передают страх потерять и необходимость беречь мужчину.
Светлана Стефаниц живет в селе Павлополь. Она активистка и волонтер. Света подтверждает теорию психолога собственной практикой:
- Мы здесь стараемся мужчин не пускать никуда активничать. Потому что с мужчиной разное может случиться на войне. А женщина... ну, что мне сделается!?
Мужа Светланы в 2014-м году заподозрили в сепаратизме, он был задержан, но через несколько часов отпущен. И Света теперь боится за мужа и старается лишний раз из дома его не выпускать.
- А вообще, я всегда такая была, и до войны тоже. Мне все надо: кому-то помочь, что-то решить. Ну, вот такая я. Как это говорится: коня на скаку остановить, в горящую избу войти.
Во время моих поездок по линии соприкосновения я все время «спотыкаюсь» об эти избы и коней...
Мы поговорили минут 20, Света извиняется и убегает получать гуманитарную помощь для соседки бабы Веры и набирать воду для бабы Сони.
Село Орловское недалеко от Павлополя. Сейчас там живет немногим более 100 человек. Орловское производит гнетущее впечатление: работы нет, нет воды, нет фельдшерского пункта, нет почты, больше половины селян выехали. Но кое-что стало меняться. Местная активистка Валентина собрала вокруг себя активных женщин села, они вместе сделали косметический ремонт в одном из заброшенных домов и организовали там социальный центр.
- Люди туда потянулись. Приходят решить какие-то гуманитарные проблемы, с психологами пообщаться, друг с другом, детей приводят. И эта Валентина получает удовольствие от того, что есть движение какое-то, хоть какая-то жизнь в селе. Ей необходимо запустить эту энергию, - рассказывает историю орловских активисток коллега Елены Максимовой, психолог и психотерапевт Раиса Толочко.
Она озвучивает мне другую теорию женской неуемной активности в зоне боевых действий. Есть понятие копинг-стратегии, то есть поведения в стрессовой ситуации. Кто-то в состоянии стресса замирает и уходит в себя, а кому-то необходимо бежать, действовать, что-то делать и таким образом избавляться от стресса. Раиса считает, что именно копинг-стратегией объясняется такая активность женщин, живущих на линии разграничения.
Село Каменка, недалеко от Волновахи. Единственная волонтерская организация в селе - «Берег надежды». Эти волонтеры помогают в работе всех благотворительных организаций, приезжающих в Каменку. И кроме того реализовывают много собственных инициатив. Наверное, поэтому на годовщину «Берега надежды» съехались представители четырех разных волонтерских и благотворительных всеукраинских организаций.
Собрала команду женщин-волонтеров и организовала «Берег надежды» Татьяна Караджели. В январе 2015-го года она с дочерью и внуком попала под обстрел. После этих событий они попытались устроить свою жизнь на мирной части Украины, но не выдержали жизни вне дома и вернулись. И чтобы отвлечься Татьяна стала помогать односельчанам. Очень быстро вокруг нее собралась команда активных женщин села. Они зарегистрировали общественную организацию, под офис Татьяна отдала родительский дом.
- У нас детский летний лагерь недавно закончился, у нас центр досуга работает - к нам пенсионеры приходят общаться друг с другом, книги читать, песни петь. Мы готовим к открытию социальную столовую - многие старики в селе просто не в состоянии приготовить себе горячую пищу. Много еще разных планов. Я всю жизнь была активной, хотя у меня инвалидность 2-й группы. Я больше 20-ти лет проработала в сельской библиотеке, а это - общение с людьми и организация культурных мероприятий.
У Татьяны есть свое объяснение, почему в их селе женщины активнее мужчин:
- У нас же греческое село, преимущественно живут греки. Греческие мужчины традиционно зарабатывают деньги и выполняют тяжелую мужскую работу, а все социальные и гуманитарные вопросы берут на себя женщины. На меня большинство односельчан смотрели с недоумением таким - мол, зачем оно тебе надо, глупостями занимаешься. А сейчас все приходят к нам - и за гуманитарной помощью, и просто посоветоваться.
- Это в женской природе - отдавать, помогать, окружать заботой, - говорит мне на следующий день в своем кабинете психолог Раиса. Это уже традиционное женское амплуа матери и хранительницы очага.
Село Привольное. Совсем недалеко от Мариуполя. Сюда, на счастье местных жителей, не «прилетало» ни разу, но всегда очень хорошо слышно, когда идут бои. Еще утро и хочется кофе. Захожу в магазин и заговариваю с продавцами. Девочки рассказывают, что основные активности в поселке организовывает местная директор школы. К 9.00 приходит и сама Юлия Викторовна. Она рассказывает, как подались на грант от района и сделали возле школы спортивную площадку для всего села. А позже вместе со старшеклассниками написали небольшой проект на реконструкцию автобусной остановки, которая находится в центре села и от ее вида раньше портилось даже настроение. Своими руками директор школы вместе с детьми расписали остановку украинскими народными орнаментами. Директор постоянно ищет спонсоров для школы, и благодаря европейским фондам, в школе стоят пластиковые окна и сделан ремонт первого этажа.
На мой вопрос о своей мотивации Юлия отвечает:
- Я не могу допустить, чтобы школа в селе умерла. Во-первых, детям придется ездить в соседнее село, а во-вторых, им нечем будет заняться в свободное от учебы время - ведь здесь мы ведем и внешкольную работу. Я сама мать и хочу, чтобы мой ребенок учился в своем селе, чтобы мог прийти в школу на факультативные творческие занятия.
Я вспоминаю депутата сельского совета села Бердянского, что в двух километрах от Широкино, которая не бросила тех немногих стариков-односельчан, которые не уехали с началом боевых действий, всплывает в памяти почтальон Елена из Майорска, которая знает всех, кто живет в поселке, и зная их нужды, не остается равнодушной и всегда помогает, директора клуба Чермалыка Наталья Петровна, которая одна воспитывает маленького внука, не дает умереть творческим инициативам в прифронтовом селе и «тянет» в село всех благотворителей, каких только найдет, чтобы помочь односельчанам.
Я два с половиной года езжу по населенным пунктам на линии разграничения. И всюду нас встречают, сопровождают, помогают женщины.
Я для себя так и не выделила какую-то одну причину такого гендерного «неравенства». У всех этих женщин разная мотивация, которая выливается в один жизненный девиз: «Почему не я?»
Ирина Перкова