«Шило в жопе» для «отверженных» и зрительский ажиотаж - завершилась Одесская биеннале современного искусства
Предварительные итоги Пятой Одесской биеннале современного искусства "Зона турбулентности" (статистику организаторы обещают предоставить чуть позже) подвели на заседании круглого стола в Музее современного искусства Одессы. Сперва нападкам одесского арт-критика Уты Кильтер подверглись три симпатичные киевлянки - куратор арт-центра Closer, соосновательница OK Projects Ксения Малых; Татьяна Кочубинская, куратор Исследовательской платформы PinchukArtCentre, а также руководитель программ PinchukArtCentre Анна Васык. Ута ехидно называла милых дам "кыянками" и призывала говорить только о том, что интересно ей, то есть об одесских участниках биеннале.
"Неужели мы так ничтожны, что недостойны вашего внимания?" - вопрошала арт-критик.
Но организаторы в лице куратора биеннале Михаила Рашковецкого и комиссара биеннале, директора МСИО Семена Кантора охладили пыл Уты Кильтер.
"Ута, я сейчас оскорблю тебя как женщину", - предупредил Рашковецкий, намекая на инцидент с Александром Ройтбурдом на таком же круглом столе после Третьей биеннале. Тогда Александр Анатольевич заявил, что уйдет, "если ты, Ута, еще раз откроешь рот", завершил свою речь и удалился, а Ута Кильтер снова открыла рот, чтобы заявить: "Только что меня оскорбили как женщину!". На сей раз Ройтбурд отсутствовал, находился в Киеве, хотя на круглый стол его приглашали и очень ждали, но не сложилось...
Ободренные заступничеством киевлянки рассказали о своем опыте проведения образовательных программ. Ксения Малых, в частности, дала гениальный совет: "Публику надо чуть-чуть обманывать. Мы пишем на афише лекции крупными буквами "Ван Гог" или "Климт", начинаем лекцию с биографии знаменитостей, а потом плавно переходим к той теме, которую хотим преподать!".
Так что, дорогие одесситы, не верьте впредь глазам своим, придете куда-нибудь, а вам там об инсталляциях или перформансах расскажут... Кроме шуток, в ходе кураторских экскурсий замечено: зрителей на биеннале стало больше и подготовлены они лучше. Посещались все выставочные площадки хорошо.
А по поводу альтернативного проекта "Салон отверженных" с участием того же Ройтбурда, развернувшегося в руинах Музея морфлота, Михаил Маркусович заявил без обиняков: "Если бы наша биеннале не стала шилом в жопе для этих художников, они бы не сделали этот интересный проект!".
Семен Кантор, не вдаваясь в особые подробности, посетовал: культура подачи заявок на участие в биеннале у одесских авторов хромает на обе ноги. Вот иностранные участники готовят документы аккуратно и вовремя, наши же все откладывают на потом и в устной форме, а это непрофессионально.
Как бы то ни было, через два года у руля биеннале будут уже другие люди. Скорее всего, говорит Семен Борисович, куратора пригласят не из Одессы, но и не из зарубежья. Наверное, куратор будет киевский. Добавим от себя: в таком случае, полку "отверженных" одесских звезд явно прибавится!
Автор - Ирэн Адлер, фото Льва Райзмана