Как изменился автомобильный дизайн и задачи дизайнера?
«20 лет назад дизайнер оставался чистой воды стилистом: вам давали ряд отправных точек, вы связывали их линиями и пытались сделать красиво», - рассказывает Йен Кэллам, директор по дизайну Jaguar.
В прошлом все было намного проще. Механической частью и компоновкой автомобиля занимались исключительно инженеры, а дизейнеру вменялось завернуть в фантик готовую конфету, пишет Top Gear.
Сегодня все совершенно иначе. Раньше моя работа заключалась в том, чтобы придать машине форму изнутри и снаружи. Сегодня я придумываю, какой она должна быть, как функционировать, какими свойствами обладать. Перед дизайнером теперь ставятся вопросы философского свойства - например, чего хочет от этой машины покупатель? Как он будет с ней взаимодействовать? Как автомобиль может улучшить жизнь владельца?
Думаю, ни один другой специалист в автомобильной отрасли не представляет себе машину настолько всесторонне, как мы. Обычно на создание автомобиля - от идеи до конвейера - уходит четыре года, и все это время им занимается дизайнер. В итоге мы невероятно тесно сотрудничаем с конструкторским отделом - даже в моей команде есть несколько инженеров. Мы глубоко уважаем друг друга; раньше, даже пять лет назад, такого не было.
Еще одно огромное изменение - в скорости работы. В начале 90-х автомобильный дизайн во многом оставался ручным трудом. Эскизы создавались при помощи карандашей, фломастеров и даже мелков. Мы рисовали машины в натуральную величину, вешали наброски на стену и вносили правки с помощью липкой ленты, а потом моделисты снимали с этих рисунков мерки для изготовления пластилинового макета. Сегодня Photoshop, Alias и 3D-печать позволяют проходить этот этап на 80% быстрее. Да, начинаем мы по-прежнему с карандаша и бумаги, но очень скоро переходим к цифровым моделям.
Я вырос в эпоху, когда приступать к работе надо было с четким представлением конечного результата - ведь на один рендер уходило полдня. Даже если вы хотели всего лишь изменить форму заднего фонаря, это занимало несколько часов. Теперь вносить правки можно по четыре-пять раз в день - это приводит к невероятному изобилию идей и постоянному появлению новых. Конечно, иногда в поиске верного решения можно сбиться с пути, но свобода экспериментирования будит в дизайнерах творческий пыл и готовность рисковать. Сегодня, когда на передний край автомобильного прогресса выходят электрификация и автономное управление, такая свобода становится еще важнее. Мир представляет себе автомобили иначе, и дизайнеры тоже должны изменить свое мышление.
С моей точки зрения, проблема автономных автомобилей в том, что они становятся слегка бесхарактерными. Но я не сомневаюсь, что наша эмоциональная связь с машиной не исчезнет. Мне кажется, людям важно не столько иметь автомобиль, сколько чувствовать к нему привязанность. В этом новом будущем автомобильным компаниям придется искать для себя правильную нишу. При этом электрификация и связанная с ней свобода дизайна приводят меня в восторг. Например, I-Pace открывает перед нами совершенно новый путь. Я пока не знаю, куда он нас заведет, но будущее кажется мне восхитительно интересным.