Проект «Granica» в Мариуполе. Граница, как ценность и ограничение
Звук, видео и движения. В течение полугода художники из Польши и Мариуполя находили границы общего и разного между двумя городами проекта "Granica" Познанью и Мариуполем.
Выбор именно этих городов был определен тем, что они находятся на далеком расстоянии друг от друга, несмотря на то, что это города одной страны. В тоже время Познань и Мариуполь находятся на границе уже с другими государствами, что придает проекту объемности.
"Нам показалось, что будет очень интересно показать с точки зрения городов, которые далеко от общей границы их стран. Разные города и что с этим могут сделать художники. Как оказалось, что не так уж они и разные, можно найти буквальные общие черты. Здесь с одной стороны Россия, а у поляков Германия, и Познанью, когда граница насильственно передвигалась, была под немецким контролем", - рассказала Мирослава Ганюшкина, представительница агентства "Арт Поле".
Границы польского художника Януша Балдиги формировались на протяжении всего пути из Польши в Мариуполь. В каждом движении и действии человека - граница, он сам ее формирует и трансформирует. Момент ограничения заложен в физических параметрах. С одной стороны, это ограничения, которые накладывает человеческое тело, а с другой стороны - политические.
Объект, который Януш подготовил для своего перформанса - деревянная рама, которая может менять свои очертания - складываться в ромб, квадрат, линию. Размер каждой ее стороны 1,80 см - это рост самого художника, который своим присутствием, своими движениями меняет эту раму.
В личной беседе польский художник отмечает, что люди не могут без границ.
"Людям нужно пересекать границы. Как-то мы с моими детьми ехали в Италию, а потом уже была Шенгенская зона и границы, как таковой не было - никто не останавливал, не проверял паспорта. Дети были разочарованы - как мы куда-то перешли, а никто не заметил", - говорит он.
Поэтому, отмечает он, важно не только сознавать свои ограничения и границы, а воспринимать их как ценность.
Главной границей Мариуполя он считает линию разграничения.
"Это граница, который находится очень близко от города и который всех нас очень действует. Граница очень подчеркнутая и экстремальная. Подобное положение сейчас очень трудно найти в Европе, потому что там сейчас другое отношение к границам, там не может быть так ярко выраженных границ. Однако отсутствие границ уничтожает понятие какой выразительности народа", - говорит Януш.
Ясли Януш Балдига работал над своим объектом заранее, то инсталляция Кристины Лама Шидловской и Давида Домбровского формировалась за неделю пребывания в Мариуполе. В своем перформансе они попытались воссоздать все те ощущения, которые они собрали за это время.
Ощущения у гостей из Польши Мариуполь оставил противоречивые. Границы города их глазами - отсутствие важной составляющей, которая делает город живым.
"Это очень странный город, потому что с одной стороны, все происходит так, как в других городах - все работает, но такое впечатление, что чего-то не хватает, что-то не играет и не понятно из-за чего это - из-за завода или чего-то еще. То же можно почувствовать и в людях - вроде бы они обычные, но чего-то не хватает", - говорит Давид.
"Если находишься на открытом пространстве, то у тебя нет радости и ощущения широты, что тебе хорошо, а есть ощущение определенного беспокойства. Так же, когда ты находишься среди людей, то нет ощущения удовольствия, ты среди кого, а также тревога, - продолжает Лана. - С одной стороны это город у моря, а такие города традиционно является курортными и заполнены туристами, а здесь два крупных завода. Из-за того, что есть много пустых домов создается ощущение, что город был построен для чего-то одного, но потом кто-то выбрать для него другую судьбу".
В процессе работы над проектом в Мариуполе размытость города стала более понятной. Причину такому пограничному состоянию художники видят в том, что город находится очень близко к военным действия, в тоже время как сам город живет полноценной жизнью.
"Границей для меня в этом проекте была как раз ситуация неопределенности, потому что такая ситуация создает определенные ограничения. А с другой стороны говорится, что почувствовать то, что происходит здесь ты не можешь описаниям ты только должен приехать и только здесь поймешь", - говорит Лана.
После Мариуполя мультидисциплинарную выставку увидят в Киеве и Познани.