Новости и события » Культура » Чьи песни пел Петр Лещенко

Чьи песни пел Петр Лещенко

Чьи песни пел Петр Лещенко

У любой песни три слагаемых: слова, музыка и исполнитель. Как ни странно, роль слов наименее существенна, недаром к одной и той же мелодии иногда существует множество текстов на разных языках. Это использовал Петр Лещенко, которого в СССР презрительно называли кабацким певцом. Он брал полюбившиеся мелодии, сочинял к ним слова на русском языке и сам же исполнял новый хит, звучавший не хуже оригинальной версии.

О записях Лещенко отзываются восторженно, но комплименты в адрес авторов этих мелодий, многие из которых были евреями, вы почти не услышите. Что обидно, ведь их вклад в успех русского шансонье более чем очевиден.

В первую очередь это уроженец Двинска (ныне Даугавпилс) Оскар Давидович Строк (1893 - 1975). Отец его в молодости был армейским музыкантом, впоследствии руководил клезмерским ансамблем. Музыкально одаренный юноша учится в Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано и после завершения учебы работает как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. После революции Строк возвращается в родную Латвию, ставшую независимой, и оседает в Риге. В 1931-м происходит его знакомство с Лещенко, который поначалу выступал как танцор и пел лишь время от времени. Есть сведения, что именно Строк убедил Лещенко заняться вокальной карьерой, стал его аккомпаниатором и подключился к созданию репертуара. Оскар Строк был королем танго, а самое известное из его произведений - танго "Черные глаза", с блеском исполненное Лещенко. Потом последовали "Голубые глаза", мелодия которого была использована для создания песни "Ву ахин зол их гейн?" ("Куда я могу идти?") на стихи погибшего позднее в Варшавском гетто поэта И. Корнтайера.

Еще одно произведение Строка, прославленное Петром Лещенко, - танго "Синяя рапсодия". Под другим названием оно входило в репертуар оркестра Леонида Утесова. Слова и музыка танго "Не покидай", "Скажите почему" и "Спи, мое бедное сердце" также принадлежат Строку. Хотя пара Лещенко - Строк запомнилась, прежде всего, своими танго, но иногда композитор работал и в других жанрах. Так, в наследии Лещенко есть сочиненные Строком фокстрот "Катя" и песня "Цыганочка моя".

Оскар Строк Фанни Гордон

В конце 1930-х у Строка есть известность и деньги, его братья живут на Западе, он знает, как нацисты относятся к евреям, но... Бежит композитор только с началом войны с Германией - теперь это возможно лишь в одном направлении - на восток. Военные годы проходят в суете разъездов фронтовых концертных бригад. После войны Оскар Давидович возвращается в Ригу, но анкета у него - хуже некуда. Не пролетарского происхождения, еврей, жил в буржуазной Латвии, имеет родственников на Западе и пишет музыку в идеологически чуждых советскому народу жанрах. В 1948-м Строка исключают из Союза композиторов, что обрекает его на нищету и полный творческий застой. Что вряд ли произошло бы, окажись он вовремя на Западе, где жили братья - преуспевающий импресарио Авсей Строк и скрипач Лео Строкоф.

Еще более драматично сложилась судьба Марка Иосифовича Марьяновского (1889 - 1944). Будучи уроженцем Риги, он тоже учился в Санкт-Петербурге, но не музыке, а инженерному делу. Вернувшись в Латвию, служил в одной из технических компаний, а в свободное от работы время писал музыку. И оказался прекрасным мелодистом.

Его танго в исполнении Лещенко - "Барселона", "Вино любви", "Миранда", "Синьорита", "Татьяна" - стоят в одном ряду с произведениями Строка. Во время одной из кампаний по борьбе с буржуазными пережитками танго "Татьяна" объявили образцом пошлости. Реакция была соответствующая - у советских трудящихся оно стало пользоваться бешеной популярностью. Кроме этого, композитор сочинял фокстроты: "Марфуша", "Настя-ягодка", "Дуня", "Ванька, милый", "Рюмка водки", фокстрот-шутка "Кавказ" и т. д. Марьяновский, по всей видимости, был самым любимым композитором Лещенко, поэтому он записал двенадцать произведений Марка Иосифовича - абсолютный рекорд для одного автора.

К сожалению, Марьяновский оказался еще более беспечен, чем Строк. И остался в Риге, когда туда вошла сначала Красная армия, а затем - нацисты. Продолжение легко угадать: сначала местное гетто, затем Бухенвальд, где композитор погиб.

Ежи Петербурский

Интересно, что русский шансонье Петр Лещенко собственно в России не был даже проездом - родился в Украине, рос в Бессарабии, в 1918-м стал гражданином Румынии и оставался им до конца своих дней. Довоенная Румыния была, пожалуй, самой многонациональной страной Европы. Из 18 миллионов населения около полутора миллионов составляли венгры и почти по 750 000 немцы и евреи, не говоря о многочисленных греках, турках, цыганах, русских и украинцах. Этот Вавилон очень обогатил творчество Лещенко. Например, фокстрот "Моя Марусечка" в традиционном русском стиле написан немцем Гердом Вильновым, как и еще один фокстрот - "Миша". Авторство фокстрота "Сашка" принадлежит композитору германского происхождения Максу Хольму, а трогательное танго "Останься" написал румынский пианист и композитор, этнический немец Эрнст Хенигсберг, чей оркестр часто аккомпанировал Лещенко.

Еще одним "русским" фокстротом - "Алеша" - мы обязаны румынскому греку Жоржу Корологосу. Тесно сотрудничал с Лещенко другой румынский музыкант греческого происхождения - Жорж Ипсиланти, родившийся в Измаиле и окончивший Одесскую консерваторию. Он подарил певцу красивое танго "Вернись ко мне" и романс "Тоска по Родине".

Упомянем еще двух человек, работавших в оркестре Петра Лещенко и сочинявших для него музыку. Это - Ефим Скляров, талантливый юноша из бедной еврейской семьи, жившей в Бухаресте. По просьбе родителей мальчика Лещенко помог ему получить образование, а взамен получил прекрасного пианиста в свой оркестр и способного композитора. Романсы "Сыграйте мне цыгане", "Не уходи", "Туманно на душе", танго "Я бы так хотел любить" - все это создано на музыку Ефима Склярова. Автором слов романса "Туманно на душе" значится Надя Кушнир - впоследствии известная киноактриса Надя Грей - дочь еврейских родителей, иммигрировавших в Румынию из России и Бессарабии. В конце 1940-х она уезжает на Запад и много снимается у европейских режиссеров, отметившись даже в "Сладкой жизни" Федерико Феллини.

Некоторое время музыкантом в оркестре Лещенко был уроженец Варшавы Соломон Шапиро, ставший после вхождения Бессарабии в состав СССР... создателем молдавской национальной музыки. В 1930-е же он был известен как автор танго "Забыть тебя" и фокстрота "Ваня".

Очень плодовитый композитор, создававший легкую и танцевальную музыку, еврей Элли Роман обогатил репертуар Лещенко танго "Когда зажгутся фонари", "Лола" и фокстротом "Не плачь ты, мой беби".

Одно из самых популярных и любимых танго Петра Лещенко "Студенточка" создано на музыку композитора, укрывшегося под псевдонимом Клод Романо. Настоящее имя этого талантливого пианиста, музыковеда и журналиста - Жорж Збырча (1914 - 2005). В свое время он брал интервью у Гитлера и Муссолини. После прихода к власти коммунистов в Румынии восемь лет провел в тюрьме.

Безусловным хитом в репертуаре целого ряда исполнителей была в 1930-е годы знаменитая "У самовара я и моя Маша". Музыку к ней написала Фанни Гордон (1914 - 1991) - едва ли не единственная женщина-композитор, создававшая легкую музыку в довоенной Польше. Родилась она в Ялте под именем Фейга Йоффе, после эмиграции в Польшу стала писать стихи и музыку для театров и кабаре. В сентябре 1939-го бежала в Советский Союз, где превратилась в тихую и незаметную Фаину Марковну Квятковскую, начисто забывшую о творчестве. "У самовара" она сочинила в 1931 году для варшавского театра-ревю "Морской глаз", а после того как песня получила международный успех, Фанни сама написала ее русскоязычную версию. В СССР ее первым исполнителем стал Леонид Утесов, правда, подлинное авторство фокстрота стали указывать лишь в 1979 году...

Мелодия одного из лучших танго, спетых Петром Лещенко, - "Все за любовь я прощаю" - написана Xенриком Варсом. Хенрик Варшавский сочинял музыку для театра и кино в довоенной Польше, участвовал в войне с Германией, попал в плен, сумел бежать в СССР, где организовал "Теа-джаз" во Львове. Впоследствии вступил в польский корпус генерала Андерса, при котором был организован эстрадный театр "Polish Parade", выступавший перед персидским шахом, во дворце короля Египта Фарука I, а затем в Монтекассино. После войны эмигрировал в Соединенные Штаты, где превратился в Варса.

Ефим Скляров Xенрик Варс

Еще одно танго для Лещенко - "Ты и эта гитара" - создано Ежи Петербурским (1895 - 1979), широко известным благодаря своему "Утомленному солнцу". Лещенко исполнял также очень популярную в Советском Союзе песню "Синий платочек", написанную Петербурским во время его кратковременного пребывания на территории СССР, куда он бежал после оккупации Варшавы нацистами. Писал для Лещенко и двоюродный брат Ежи - Артур Голд, скрипач, составлявший часть музыкального трио, очень популярного в довоенной Варшаве.

Автор музыки русского любимого Лещенко фокстрота "Андрюша" - Зигмунт Бялостоцкий - один из самых популярных композиторов довоенной Варшавы. И Бялостоцкий, и Голд не смогли покинуть страну с началом войны и погибли.

Какое место в репертуаре Петра Константиновича занимали произведения композиторов страны, на языке которой он пел? Не очень большое. Танго и фокстроты покорили всю Европу, но резко притормозили у советской границы. Поэтому такие композиторы мирового уровня, как Оскар Строк и Фанни Гордон, волею случая попавшие в Советский Союз, оказались здесь творчески не состоятельны. Лучше должно было обстоять дело с романсом, имевшим глубокие корни в России, но... в июне 1929 года в Ленинграде прошла Всероссийская музыкальная конференция, запретившая исполнение любых романсов, цитирую: "...Наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией музыка подобного типа, заражая рабочего нездоровыми эмоциями, играет не последнюю роль в борьбе против социалистического переустройства общества".

Тем не менее в репертуаре Лещенко оказались несколько романсов Бориса Прозоровского (расстрелян в 1937-м) и Бориса Фомина (автор музыки "Жди меня", умер в забвении в 1948-м). Судьба их коллег, наряду с романсами, создававшими идеологически правильные произведения, сложилась более успешно. Так, например, Юлий Абрамович Хайт (1897 - 1966) прославился помпезным "Маршем авиаторов", что не помешало ему написать блестяще исполненный Лещенко романс "За гитарный перебор". Вполне официальный композитор, автор "Марша Буденного" Дмитрий Покрасс (1899 - 1978) обогатил репертуар Петра Константиновича великолепным романсом "Все, что было".

Любопытно, что западная музыка Петра Лещенко практически не интересовала. В его обширном репертуаре с трудом можно обнаружить пару произведений, созданных западными композиторами, к которым он написал текст на русском языке. Это "Песнь гитары", прозвучавшая в британском фильме "Голубой Дунай" 1932 года, фокстрот "Ха-ча-ча" из американского фильма "Караван" 1934 года, музыку к которому написал еврейский беженец из Германии Вернер Ричард Хейман, и танго "Мрачное воскресенье", получившее название "танго самоубийц". Автору - венгерскому композитору-еврею Реже Серешу (Шпитцеру) действительно удалось сочинить крайне мрачную музыку (выжив в Холокосте, он покончил с собой в 1968-м).

До сих пор многие приписывают незаконнорожденному Петру Лещенко еврейское происхождение, так, о его отце-еврее рассказывала певица Алла Боянова - подруга первой жены Петра Константиновича и жена его музыканта Жоржа Ипсиланти. Впрочем, все это не более, чем слухи. Но еврейский вклад в наследие знаменитого певца очевиден...

Вениамин Чернухин, специально для "Хадашот"

Чьи песни пел Петр Лещенко

Чьи песни пел Петр Лещенко

Чьи песни пел Петр Лещенко

Чьи песни пел Петр Лещенко

Чьи песни пел Петр Лещенко

Чьи песни пел Петр Лещенко

Германия


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх