Мир красок и чувств Татьяны Королевой-Павловой
Известнейшая художница из Днепра, представитель талантливой творческой династии Татьяна Королева-Павлова рассказала Городскому сайту о новой выставке своих работ, секретах работоспособности, переживаниях и мечтах в наше непростое время.
На гребне волн памяти
Это и живописные работы, и графика, и потрясающий витраж образа святой великомученицы Татианы Удивительно, но все эти работы созданы потрясающе разносторонним и талантливым мастером всего за один последний год!
Татьяна Королева-Павлова - известный художник в Днепре, творчество которой отмечено в 2017 году художественной премией им. Федора Решетникова. Она - продолжательница уникальной творческой династии. Родилась 28 апреля 1965 в Днепропетровске в семье известного скульптора Юрия Павлова. Училась в Днепропетровском художественном училище. Окончила Харьковский художественно-промышленный институт (мастерская А. Пронина). После получения высшего художественного образования она вместе со своим мужем, художником Николаем Королевым, работала в Керчи. Татьяна Юрьевна - участница различных художественных выставок с 1988 г. Среди них: Вторая биеннале станковой графики (Кенигсберг, 1992г.), Персональные выставки в Нью-Йорке (1998г.), Керчи (Крым, 1998г.), Днепропетровске (1999г.), Нюрнберге (Германия, 2001г.). Член Национального союза художников Украины с 1992г. Специализируется на монументально-декоративном искусстве. Автор многих монументальных росписей в Украине и за рубежом.
В новых работах Татьяны Королевой-Павловой на холсте отображены очень эмоциональные реминисценции из ее детства, прошлого ее родных. Целая серия работ представляет исторические события прошлого Украины. Народные традиции, фольклорные мотивы и внутренний мир глубоко чувствующей украинки - в серии потрясающе выразительной графики. На утонченных пленэрных работах цветут бутоны невиданной красоты. Отдельный цикл работ посвящен трагедии, которую переживает Украина именно в последние годы.
- Татьяна-Юрьевна, спасибо за такую удивительно теплую, интимную, многогранную выставку! Она объединяет и необычную графику, и живописные работы самой разной тематики... Куда же вас унесло на волнах памяти?
- Изначально у меня была мечта сделать выставку на основе картин, посвященных историческим событиям. И в экспозиции представлены работы, посвященные бегству Мазепы, исторической горе Митридат... А дополнили их картины-реминисценции, посвященные воспоминаниям о детстве, близким мне людям - вот муж с котом, мы с братом, сестрой и нашей канарейкой, вот племянница Хена, живущая с родителями за рубежом. Волны памяти и унесли меня в этот замечательный мир переживаний и воспоминаний.
- Обращает на себя внимание цикл картин, дышащих тревожностью...
- Несколько работ посвящено Иловайской трагедии и в целом тому страшному периоду, который сейчас переживает наша страна. Вместе с Анатолием Меньшиковым мы занимались арт-терапией наших бойцов, которые вышли из этого котла, участвовали в других сражениях...
- Очень выразительная и тонкая графика стала органичной частью этой выставки...
- В последнее время меня действительно «поперло» на карандаш. Недавно пересмотрела работы талантливейшего, уже, к сожалению, покойного мастера графики из Киева Анатолия Фищенко. Он учил: цени и стремись воплощать замысел, не обязательно разгоняя его на холст... Одна из первых работ этого цикла - «Обнимашки». Она навеяна воспоминанием о том, как в свое время расписывали детский дом-интернат в Керчи. Тема оставшихся без родителей детей для меня особенно пронзительна.
- Среди графических работ многие пронизаны этно-мотивами, украинскими традициями.
- События последних четырех лет подтолкнули меня к погружению в традиции, культуру украинского народа. Больше узнать о костюмах, народных праздниках помогают и мастера Дома искусств, который стал для меня большим теплым общим домом людей, делающих все возможное для сбережения и пропаганды народного искусства.
Семейная династия творцов
...Татьяна Королева-Павлова - представитель уникальной творческой династии. Эта семья достойна только восхищения: высоким творчеством, живописным и монументальным искусством занимаются отец, муж, брат, дети Татьяны Юрьевны. Произведения этой творческой семьи не раз экспонировались на семейных выставках, проходившей в Днепровском Доме искусств, Художественном музее, в выставочном зале областного отделения Союза художников Украины.
Юрий Павлов - скульптор, заслуженный художник Украины, именно он стал основателем семейной династии художников. Его скульптуры хорошо известны всем жителям нашего города. Это и «Муза», украшающая фонтан возле Театра оперы и балета, и скульптуры Театра имени Т. Г. Шевченко, и барельефы центрального моста через Днепр, и памятник воинам-интернационалистам на Набережной. А еще - бронзовый лев, который встречает посетителей парка Шевченко, и много других скульптур. Произведения Юрия Павлова вошли в летопись украинского изобразительного искусства как «смелые шедевры соцреализма».
По стопам отца пошла его дочь, художник Татьяна Королева-Павлова, которая с раннего детства воплощает свои мысли на полотнах. Она специализируется на монументально-декоративном искусстве, ее росписи можно увидеть как в Украине, так и за рубежом. Ее творчество многогранно: живопись, графика и особый вид монументально-декоративного искусства - витражи. Их композиционные идеи появились у Татьяны благодаря изучению народных украинских традиций, фольклора, общению с природой частности. Особенностью этих современных витражных произведений является классическая техника росписи, которая была популярна в начале ХХ века.
Муж Татьяны тоже художник - Николай Королев, член Национального Союза Художников Украины, известный во многих странах.
Дети Королевых-Павловых, которые выросли в творческой атмосфере, унаследовали семейную тягу к прекрасному. Сын Виктор стал архитектором, а младшая дочь Марина, окончив Днепропетровский театрально-художественный колледж, сейчас учится в академии в Санкт-Петербурге.
- Более 40 работ этой выставки родились всего за год. Татьяна Юрьевна, в чем секрет такой потрясающей работоспособности в творчестве?
- Наверное, во внутреннем чувстве ответственности... Делаешь, так как не можешь этого не делать. Творчество - это как инфекция, которую получаешь пожизненно. Когда это осознаешь, ты уже давно на своеобразной подводной лодке, с которой некуда сбежать...
- А кто вас заставлял плыть на этой «подводной лодке»?
- Практически всем, что умею, я обязана маме Валентине Владимировне. Она всю жизнь преподавала в художественной школе, и я каждое утро просыпалась под стук гобеленовой вилки. Я рано потянулась к кисти и краскам. И для меня в четыре годика стало ошеломительным праздником, что мои работы уже представлены на выставке, да еще где - в Индии!
- А это чувство ответственности помогал формировать ваш отец, известный скульптор Юрий Павлов?
- Родители были в разводе. Но, конечно, отец тоже принимал участие в моем становлении. И не только моем, но и брата Олега, сестры Людмилы. «Лучшее воспитание художника - постоянная практика», - такой был педагогический метод отца. Он заставлял нас каждый день делать по три зарисовки. Помню, в пионерлагере у меня оказалось три дня без выполненных рисунков - было жутко стыдно за эти «прогулы».
- Вы рады тому, что дети пошли по вашим стопам? В кризисное время хлеб дается творцам непросто, о масле порой сложно и мечтать...
- Очень тяжело переживаю разлуку с дочкой Мариной, которая учится искусству мозаики в Санкт-Петербургской академии Штиглица. Как и я, она часто все делает вопреки...
- Вам тоже родители хотели другой судьбы?
- Когда я закончила школу, отец меня привез в Харьков спокойно поступать на интерьерный факультет художественно-промышленного института. А потом, проводив отца, я забрала документы с интерьерного и подала на отделение монументального искусства, где набирали всего пять человек и конкурс был сумасшедшим. Но я его прошла... Вот такой характер неповиновения унаследовала и дочь... Тяжелое сейчас у нас время - тяжелое переживаниями о будущем моих детей. Раньше я была спокойна о своем и их будущем. Теперь не могу передать им это ощущение гарантированного мира и счастья.
Витражи как воплощение мечты о мире
Татьяна Королева-Павлова - мастер очень сложного и редкого искусства создания витражей. На новой выставке представлена всего одна ее работа в этом жанре, но совсем недавно ее витражи украсили новый храм в Днепре.
- Татьяна Юрьевна, с чего началось ваше обращение к этому жанру искусства? Кто вас «влюбил» в витражи?
- Наверное, это произошло в уже упомянутом Харьковском художественно-промышленном институте. Отделение монументального искусства вел замечательный профессор Пронин, который давно интересовался историей и традициями создания витражей. Вдохновленные его интересом, знаниями, студенты тоже попытались создать свои первые витражи. Помню, что большинство делали витражи на свинцовой основе, а я старалась освоить американскую технику изготовления витражей на медной шине (основе). Не скажу, что сразу же родился шедевр. Первым витражом стали какие-то простенькие цветочные узоры на потолке.
- Вы занимаетесь живописью, монументальным искусством. Но специалисты считают, что вашим фирменным знаком стали именно неподражаемо изящные витражи.
- Не могу сказать, что это только мое личное творчество. Как и многое в нашей семье, витражи - тоже итог коллективного творчества. Многие работы мне помогает создавать брат Олег. Итог этого творчества можно увидеть в том числе и в удивительном храме Иверской Божией Матери на Северном, украшать который наша семья помогает вот уже восемь лет. Во многом знакомство с настоятелем храма отцом Николаем, поистине удивительным человеком, стало толчком для активного создания витражей. Если подсчитать, то в целом за свою творческую жизнь я создала около сотни различных витражей. Больше трети из них украшают Иверский храм на жилмассиве Северный. Но далеко не все из них могут увидеть прихожане храма. 18 витражей находятся в святая святых храма, куда может войти только священнослужитель, - в алтаре. Для нас это - огромная честь.
- Вы упоминали, что при создании первых витражей искали новые методы. А какой техники придерживаетесь сейчас? Композиции витражей придумываете сами?
- Придерживаемся классической техники росписи витражей. А композиции придумываем сами - благо, творческий опыт позволяет. Вдохновить могут и природные мотивы, и народные традиции и предания, и, конечно, духовная тема. Ведь, если помните, история витражей начиналась со стремления украсить ими именно храмы.
- Вашими витражами украшен и новый храм в честь иконы Богородицы «Нечаянная радость» Днепропетровского епархиального управления УПЦ КП, который завершили строить и освятили прошлой осенью.
- Да, мы с мужем Николаем выполнили для этого храма витражную мозаику для всей алтарной части. Делали эту работу, как и все в последнее время, с мечтой о мире и спокойствии. Главное, чтобы в Украину вернулся мир - все остальное мы сможем пережить!