Сирия – тестовый полигон для армии Путина
На прошлой неделе с четырех кораблей в Каспийском море были запущены 26 крылатых ракет «Калибр» в направлении Сирии. Это стало их первым тестом. В интервью российскому телевидению президент Владимир Путин высоко оценил высокотехнологичное, высокоточное, современное оружие. Ракеты пролетели более 1500 километров и на протяжении своего полета меняли направление 147 раз. Однако, Путин не затронул один аспект: по данным США, из запущенных ракет 26 ударили по иранской территории. Иранское телевидение сообщало о неизвестных объектах, которые взорвались вблизи североиранского города Такаб. Однако и Россия, и Иран опровергли это сообщение как пропаганду. Министерство обороны России заявило, что все ракеты поразили свои цели. Военные эксперты подвергают сомнению стратегическую необходимость задействования ракет «Калибр». Те же самые цели Россия могла поразить с помощью истребителей. Возможно, речь шла о первом тесте нового оружия в боевых условиях и о демонстрации силы Западу.
Операция в Сирии стала первой российской военной кампанией за пределами границ бывшего СССР со времен холодной войны. В ней Кремль преследует сразу несколько политических целей: он хочет играть ключевую роль в решении судьбы Сирии, хочет говорить на равных с Западом, поддержать президента Башара Асада и задвинуть украинский конфликт на задний план. Кроме того, сирийская кампания – это своего рода тест для российской армии и военной промышленности. В прошлые года Россия вложила сотни миллиардов евро в модернизацию и реформирование армии, и теперь может продемонстрировать свои возможности. По словам генерала в отставке Евгения Бушинского, «сирийская операция показывает, что перевооружения и переобучение российской армии идет по плану».
Министерство обороны России регулярно публикует видео авиаударов в Сирии. Российские ВВС в Сирии состоят в основном из двенадцати бомбардировщиков типа Су-24 и Су-25, разработанных еще в советскую эпоху. Тем не менее, в Сирию были направлены также шесть новых бомбардировщиков типа Су-34 и четыре самолета Су-30. Также у российской армии есть, как минимум, двенадцать вертолетов Ми-24, а также бронированные транспортные вертолеты Ми-8. Номинально российские ВВС борются с террористической группировкой «Исламское государство», однако большая часть авиаударов совершается против повстанцев, сражающихся против сирийской правительственной армии и поддерживаемых Западом. Российские бомбы поражают в том числе и жилые районы. Хотя Кремль говорит о высокоточных попаданиях, он использует не только высокоточные авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500, но и неуправляемые бомбы типа ОФАБ-250. Российский блогер Руслан Левиев опубликовал в начале октября доказательства того, что эти бомбы падают на жилые районы города Талбис.
В настоящее время наземные войска России в Сирии ограничиваются одним батальоном, задача которого заключается в первую очередь в обороне портового города Латакия, где проживают многие сторонники режима Асада. Однако, по словам американского военного аналитика Джеффри Уайта, «русские, очевидно, создали базу для мощной артиллерийской поддержки». В районе аэропорта Латакии российская армия разместила системы ПВО типа «Панцирь-С1», а наземные войска располагают танками Т-90 и бронемашинами. Как добавляет Левиев, «в течение последних дней в Сирию было направлено множество новых танков, бронемашин и солдат».
Однако Владимир Путин исключает наступление российских наземных войск. Российское общество опасается, что Сирия станет вторым Афганистаном. По мнению экс-генерала Бушинского, российская военное присутствие в Сирии продлится три-четыре месяца. Если же оно затянется, то это сулит для России «риски». В первую очередь, это потребует новых денежных затрат. Кроме того, несмотря на все реформы, российская армия вынуждена бороться со многими проблемами. Так, летом сообщалось о многочисленных авариях военных самолетов. Это означает, что российская армия не столь безупречна, как это преподносят российские СМИ.