Новости и события » Общество » Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Политики обещали сделать информацию о собственниках СМИ более прозрачной и, как ни странно, сделали. По крайней мере, обязали их называться. (Программа «Гра слiв» за 15 февраля 2018 года на «24 канале»)..

Народный фронт и Блок Петра Порошенко взялись за это сразу после Майдана. Парламент принял закон, которым обязал все бизнесы указывать бенефициаров, то есть фактических владельцев. Кто владеет тем или иным СМИ - каждый может узнать в открытом электронном реестре компаний. Даже есть шанс, что там будет правдивая информация. Хотя кое-кто до сих пор вписывает вместо настоящих владельцев киприотов.

Для телеканалов и радиостанций парламент принял дополнительные требования - они обязаны с 2016 года публиковать на своих сайтах информацию о своих конечных бенефициарах и структуре собственности. Каждый телеканал обязан публиковать на сайте такую информацию по состоянию на 31 декабря.

Параллельно телеканалы и радиостанции должны регулярно, ежегодно до 31 марта отчитываться Национальному совету. А если изменятся собственники, то еще и индивидуально в течение месяца. По словам Ульяны Фещук, замглавы Нацсовета по вопросам телерадиовещания, в случае несвоевременного уведомления о смене конечного бенефициара Нацсовет имеет право обратиться в суд об аннулировании лицензии такой телеорганизации.

Что можно узнать на сайтах телеканалов о структуре собственности?

Во-первых, что данные не совсем актуальны. Опубликованная информация о собственниках - прошлогодняя, еще за декабрь 2016 года.

Вот так линейно и не интересно выглядит структура "Пятого канала" Петра Порошенко.

Собственником канала «Украина» через ряд кипрских компаний является самый богатый украинец Ренат Ахметов.

Мажоритарная часть «24 канала» принадлежит супруге мэра Львова Садовой Екатерине.

«1+1» владеет Игорь Коломойский. По количеству оффшоров в структуре этого канала угадывается его почерк. Именно к его фамилии и ведет весь этот клубок с Кипра, Белиза, Нидерландов. АА также к его партнеру Игорю Суркису.

Не брезгуют кипрскими компаниями и собственники Интера. Офшоры тут принадлежат оффшорам, но за ними теперь также можно просмотреть фамилии фактических собственников, среди которых - Дмитрий Фирташ, Сергей Левочкин и Валерий Хорошковский.

И все было бы прозрачно с Интером, если бы не последний совладелец - загадочный киприот Васула Констаниноу с 10% канала. Кто на самом деле конечный собственник этой доли в 10%, Интер предпочел публично не рассказывать.

Структуру собственников с делением на оффшоры имеет и ICTV, но бенефициары тут - вполне ожидаемы: это зять Леонида Кучмы и бизнесмен Виктор Пинчук, а также его жена Елена.

Телеканал NewsOne (ТОВ «Новини 24 години») указал единственного собственника - народного депутата Евгения Мураева. Сам Мураев убеждал, что купил канал у Вадима Рабиновича за свои деньги и финансирует тоже из своих сбережений.

Темные лошадки медиарынка

На сайте «Прямого» канала можно узнать, что бенефициаром канала «Тонис» является Александр Бутко. Это потому, что «Прямой» раньше назывался «Тонис», а данные указаны по состоянию на 31 декабря 2016 года.

Они не актуальны, но по законодательству на сайте канала они должны обновится только в этом году. В то же время, 2017 году покупателем «Прямого» назвался экс-регионал Владимир Макеенко. Сейчас канал записан на кипрскую фирму, а Макеенко указан как бенефициар. Вне сомнений что в обновленной структуре собственности на сайте будет фамилия Макеенко, а вот в том, что он единственный настоящий собственник «Прямого» и не покупал его в интересах президентского окружения, на медиа рынке есть сомнения.

Замкнутый круг «112» канала

«112 канал» - еще одна загадка медиарынка. Во времена Януковича канал связывали с экс-министром МВД Виталием Захарченко. Но тогда требования раскрыть информацию о бенефициарах не было. Теперь оно есть, но «112.UA» выполняет его не очень добросовестно. В прошлом году данные о структуре собственности на сайте телеканала не были обновлены. Первый и последний раз этот канал публиковал такие данные в декабре 2015 года, и это - нарушение порядка Нацсовета.

В 2015 году бенефициаром «112.UA» канала был указан бизнесмен Андрей Подщипков. В то, что он строил канал без финансовой поддержки Виталия Захарченко, верили не все. Но даже после появления прогрессивного закона проверить это не представлялось возможным. В конце цепочки собственников «112» стояла Сейшельская компания. Данные об основателях - закрытая информация.

В 2016 году каналам перестала владеть зарубежная компания, бенефициаром которой называл себя Подщепков. Но фамилии настоящих основателей не стали более прозрачными. Теперь фирмы-основатели хотя и украинские, но принадлежат одна другой. Структура закольцована, и формально канал владеет сам собой.

Беспомощность Нацсовета в контроле непрозрачных телеканалов

Лучше всего у Нацсовета выходит наказывать каналы за несвоевременное предоставление информации об их конечных собственниках. А вот проверить, являются ли указанные бенефициары настоящими, регулятор может не всегда. Оффшорные юрисдикции, как правило, не раскрывают учредителей и бенефициаров компаний.

А еще Нацсовету не удается проверить правдивость такой информации из-за внутренних обстоятельств, а именно - из-за недостатка денег на проверку того, что можно проверить. В некоторых странах такие выписки стоят довольно дорого, а бюджет не предусматривает эту статью расходов, объяснила Ульяна Фещук.

В профильном парламентском комитете пытаются усилить требования касательно прозрачности телерадиокомпаний. Хотят, чтобы телеканалы не только называли своих бенефициаров, но и более подробно отчитывались о том, кто их финансирует. А еще есть такая идея - обязать бенефициаров декларировать свое состояние. Но пока это планы.

А на деле, уже до конца марта телеканалы должны на своих сайтах обновить информацию по владельцам (по состоянию на 31 декабря 2017 года).

Призы и номинации

Приз за самую запутанную схему собственности и откровенное игнорирование закона уходит все-таки собственникам «112.UA».

А в номинации «самый загадочный бенефициар» побеждает экс-регионал Владимир Макеенко.

Программа «Гра слiв» за 15 февраля 2018 года на «24 канале»

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов

Под чью дудочку пляшут СМИ? Новые и старые владельцы украинских телеканалов


Свитолина одержала феерическую победу на турнире Open de...

Свитолина одержала феерическую победу на турнире Open de Caen

Украинская теннисистка Элина Свитолина победила на выставочном турнире Open de Caen во французском Кане. Как сообщает France Bleu, первая ракетка Украины обыграла в финальном поединке представительницу Беларуси Александру Саснович по итогам трех подробнее ...

загрузка...

 

Вверх