Редкая красота: уникальные камни против современного дизайна
В декабре 2017 года на аукционе Magnificent Jewels and Noble Jewels Дома Sotheby’s с молотка ушел редкий розовый бриллиант Fancy Light Pink. Анонимный покупатель выложил 12,8 млн долларов за кольцо Harry Winston 1970 года, в котором центральный нежно-розовый камень в 33,63 карата, словно атланты, поддерживали два белых багетных бриллианта. Приобретением украшения ради камня специалисты называют и громкую покупку в ноябре 2017 года на аукционе Christie's колье de GRISOGONO за 33,8 млн. Центральный бриллиант в 163,4 карата окружен 18 бриллиантами изумрудной огранки и изумрудами огранки «груша». Классический дизайн колье с акцентом на драгоценные камни - идеальный пример инвестиции в ювелирное украшение.
Большие ювелирные дома строят коллекции высокого ювелирного искусства вокруг крупных камней. Одним из самых заметных «тяжеловесов» 2017 года стал алмаз The Queen of Kalahari. Найденный в пустыне Калахари в Южной Африке в 2015-м, камень весом 342 карата обладает самыми высокими характеристиками чистоты и цвета. Впоследствии его превратили в пять крупных бриллиантов для колье Chopard The Garden of Kalahari из коллекции Chopard High Jewelry 2017 года - самого дорогого украшения за историю бренда. У BVLGARI в коллекции Festa появилось колье c сапфиром исключительного цвета электрик весом 180,98 карата огранки «сахарная голова» (один из вариантов шлифовки «кабошон», благодаря которой поверхность камня становится выпуклой и гладкой).
При этом отношение к камням меняется. В последнее время у ювелиров проснулся подлинный интерес к ювелирным минералам и неформатным камням классической «четверки» редких оттенков или с изъянами. Мюнхенский дизайнер Дома Hemmerle Стефан Хеммерле всегда искал максимально редкие оттенки, отдавая предпочтение дымчатому кварцу, болотному нефриту, зеленому гранату или оливковому сапфиру, которым находил неожиданную оправу - к примеру, объединяя коньячные бриллианты с латунью. Одой красоте природного камня можно считать коллекцию высокого ювелирного искусства Lotus американской компании De Beers прошлого года. Найденный на шахтах компании необработанный бриллиант весом 18,79 карата необычного голубовато-зеленого оттенка в колье Awakening Lotus окружили фасетными белыми бриллиантами.
Ювелирный мир с нетерпением ждет, какую судьбу компания Graff приготовила алмазу Peace Diamond из Сьерра-Леоне региона Коно - бренд купил его в декабре 2017 года за 6,5 млн долларов. Красота этого камня в 709 карат не только в природных характеристиках и размере (это 14-й по счету в списке крупных камней и второй по величине, найденный в Западной Африке за последние сто лет). Его ценность еще и в добавочной гуманитарной стоимости. Камень нашел пастор Эммануэль Момох - и подарил его правительству. Согласно официальному заявлению правительства Сьерра-Леоне, половина выручки от продажи камня идет государству, половина - на развитие местной коммуны региона Коно с населением в 250 тысяч человек. Так «бриллиант мира» работает на репутацию алмазов из Сьерра-Леоне. С 1991 по 2002 год деньги от их часто нелегальной продажи шли на покупку оружия повстанцам во время гражданской войны. Получившая широкую огласку продажа этого камня - показатель нового этапа развития индустрии, с признанием проблем и желанием ее реформировать согласно запросам времени.
«Есть несколько ключевых критериев, по которым мы определяем ценность ювелирного изделия. С одной стороны, качество и размер камней являются первичными требованиями и маркерами, и эти факторы действительно главенствуют на международных аукционах, где необычные драгоценные камни большого размера взрывают торги снова и снова. С другой стороны, внешний вид демонстрирует креативность и оригинальность дизайнера. Дизайн - дополнительный элемент ценности украшения, который называется «человеческий гений», - рассказывает Синди Чао, основательница и ювелир CINDY CHAO The Art Jewel. На создание знаменитой броши Fish Brooch она потратила три года, скрупулезно подбирая камни и обрамляя яркий зеленый колумбийский изумруд весом более 30 карат множеством сапфиров всех оттенков океанской воды.
«Человеческий гений» ювелирных украшений уже доказал свое право на стабильную аукционную жизнь. В 2012 году на женевских торгах Christie’s удивительно натуралистичная брошь-камелия в натуральную величину JAR с паважем из рубинов ушла с молотка за 4,3 млн долларов. Сумма до сих пор остается рекордной для украшений этого ювелира и показательной для индустрии. Жоэль Артур Розенталь, создавший свой бренд JAR в 1978 году, знаменит мозаичной техникой паве. Он рисовал любимые цветы с мастерством художника: сразу создавал форму, по сути скульптуру, трехмерную и асимметричную, а после добавлял цвет при помощи ювелирного паважа. При жизни он удостоился персональной выставки в нью-йоркском Метрополитен-музее в 2013 году, чего не случалось с другими ювелирами, и стал пионером нового тренда.
Этот тренд наметился в противовес стилистике ювелирного шопинга из 2000-х, когда шальные деньги и неукротимые фонтаны нефти толкали на безудержное потребление украшений с особо крупными камнями. Сейчас же, в эпоху криптовалют с неопределенным курсом, в условиях усиленной потребности в самоидентификации и стремления к уникальному, мериться каратами просто неприлично. Другое дело - эксклюзивность. Еще два года назад специалисты консалтинговой компании McKinsey, не дававшие ювелирам позитивных прогнозов, в своих расчетах на 2020 год рапортуют о предстоящем небывалом подъеме и о том, что в ближайшие несколько лет нишевые и независимые ювелирные бренды выйдут на новый уровень.
Так что авторские и очень странные на первый взгляд изделия вполне могут стать хорошим инвестиционным фондом. В этот «портфель» можно смело положить, к примеру, сложное колье из множества идеальных цветных кубиков Random британского ювелира Соланж Азагури-Партридж, сказочных черных пантер в ярко выраженной стилистике ар-нуво испанского бренда Magerit или гиперреалистичное кольцо-скелетон из коллекции Homage to Surrealism Лидии Куртей, которое дизайнер собрала из оникса, кораллов, гранатов, турмалинов, перидотов и бериллов.
Текст: Анастасия Яворская
Фото: Marc Hibbert
Стиль: Erika Kurihara
Прическа: Nao Kawakami @Saint Luke с использованием Cloud Nine Макияж: Ariel Yeh @Saint Luke
Маникюр: Metta Francis с использованием CND™
Кастинг: Emilie Astrom @Creartvt
Ассистент фотографа: Luca Anzalone
Ассистент стилиста: Leah Jennings
Производство: Henrietta Hitchcock @KO Productions
Модель: Rose Valentine @The Squad.