Музей в сети: интервью с диджитал-маркетологом Жа-Жа Фей
Американка Жа-Жа Фей - гуру интернет-технологий в арт-сфере: придумала, как перехитрить Шаббат и завоевала для нью-йоркского Музея Гуггенхайма «интернет-Оскар» Webby Awards.
«Чаще всего меня спрашивают: «Ты еврейка?» - смеется Жа-Жа Фей, которая родилась в Шанхае и переехала в Штаты еще ребенком. Мало кто знает, что Еврейский музей в Нью-Йорке, где с этого года Фей руководит диджитал-отделом, - в первую очередь для широкой публики. Яркий пример его разносторонности - недавняя выставка «Сцены из коллекции», в которой более 600 работ, созданных за последние 4 тысячи лет художниками из разных стран. Один из центральных экспонатов - картина «Алиос Ицхак» современного афроамериканского художника Кьянде Уайли, который в свое время написал портрет Барака Обамы. Поразительно вот что: второй план работы «Алиос Ицхак» - красочный узор - отсылает к декоративному батику, созданному в XX веке в городке Подкамень Львовской области. Жа-Жа с восторгом указывает на эти детали. Ее любимое занятие - копаться в истории и узнавать подробности о 30-тысячной коллекции музея, в который она была приглашена в 2017 году, чтобы разработать его SMM-стратегию.
Жа-Жа изучала историю искусств в престижном женском колледже Брин-Мар в Пенсильвании, параллельно сама научилась веб-дизайну и диджитал-маркетингу, а во время учебы стажировалась в офисе «Твиттера». Ее первая серьезная работа была в отделе маркетинга Еврейского музея. Тогда, в 2008 году, когда только появился «Твиттер», музеи впервые принимали решения о том, как вести себя в социальных сетях. Из Еврейского музея Фей вскоре переманили в Гуггенхайма. За пять лет в одном из главных музеев мира из младшей ассистентки она выросла в диджитал-директора. О ней заговорила вся нью-йоркская арт-тусовка, когда в 2014 году в Музее Гуггенхайма открылась выставка Aten Reign Джеймса Таррелла - калифорнийского художника, который создает световые инсталляции. Технически сложная, инсталляция Таррелла состояла из множества светодиодных светильников, которые вступали в игру с естественным светом. Художник запретил профессиональным фотографам снимать выставку, но Жа-Жа придумала выход, пригласив на открытие блогеров. В итоге эта выставка, благодаря количеству постов, была признана самой популярной в «Инстаграме». В 2015 году «Твиттер» Музея Гуггенхайма стал обладателем премии Webby Awards - аналога «интернет-Оскара», который присуждают лучшим интернет-проектам года.
Фей 30 лет, и она - один из самых молодых и влиятельных диджитал-маркетологов в Штатах. В ее плотном графике на ближайшие месяцы - выступления на конференциях Museums and the Web в Ванкувере (конец апреля), Adobe 99U в Нью-Йорке (май) и MuseumNext в Лондоне (июнь). Всему, что Жа-Жа умеет, она научилась самостоятельно. «Если я чего-то не знала, я не стеснялась спрашивать у Google».
Фей твердо убеждена: безвыходных ситуаций не бывает, главное - смелость и креативный подход. Хороший пример - ее недавний проект по модернизации аудиогидов. По субботам, в Шаббат, работникам Еврейского музея не разрешается включать технику, поэтому и посетители не могут пользоваться аудиогидами. Жа-Жа и ее команда нашли выход, интегрировав гид в музейную сеть Wi-Fi. Теперь стоит только подключить смартфон к Wi-Fi в музее - и вся информация тут же оказывается на экране. «Мы настоящие хакеры Шаббата!» - смеется Жа-Жа.
В повседневной жизни Фей тоже фанат технологий - и звезда «Инстаграма» с 70 тысячами подписчиков. В неделю она посещает от 5 до 12 выставок и успевает за вечер побывать в двух, а то и трех галереях. Она много путешествует - от Марокко до Китая - и на всех фото неизменно элегантна. Среди любимых брендов - Issey Miyake, Dries Van Noten, Acne, Comme des Garçons, а вот на съемку для украинского Vogue она надела белоснежный костюм китайского дизайнера HAN.
Образ Фей в «Инстаграме» кажется идеально-театральным, но она такая и есть. Красота для нее - на первом месте: все вокруг - от ручек и бумаги японского бренда Muji до одежды ее питомцев - должно быть эстетичным. «Так получилось, что даже моя кошка Коко Шанель - черно-белая!» - смеясь, рассказывает Жа-Жа. На ней самой во время интервью - черно-белый костюм.
При всей своей любви к технологиям, Жа-Жа считает, что интернет не создал ничего нового, а только сделал нашу жизнь более эффективной. Стратегии для ведения своего «Инстаграма» у нее нет. «Главное - это хорошая история», - говорит она, но при этом признается, что очень строга к SMM-контенту музеев. «Для любого музея ключ успешной презентации в соцсетях - понимание своей миссии и принципов своей работы. Пост в «Инстаграме» - это разговор об аутентичности музея. Будьте честными и говорите о том, кто вы есть. И не экономьте на сотрудниках диджитал-отделов: за ними - будущее».
Текст: Станислава Джонсон-Чижикова.