Сериал месяца: "Патрик Мелроуз"
На канале Showtime 12 мая стартовал сериал "Патрик Мелроуз". В нем Бенедикт Камбербэтч доказывает, что "Шерлок" вовсе не был его главной ролью.
"В списке ролей моей мечты всегда было два пункта - Гамлет и Патрик Мелроуз", - сказал пару лет назад Бенедикт Камбербэтч на встрече с фанатами. С Гамлетом все понятно, но почему не Шерлок Холмс, не Ван Гог, не гениальный математик Алан Тьюринг, а именно Патрик Мелроуз? И кто он вообще такой?
Патрик Мелроуз - герой пяти романов популярного британского автора, букеровского номинанта Эдварда Сент-Обина. С 1992 по 2011 годы Сент-Обин написал пять книг о Патрике Мелроузе - дерзком британском плейбое из аристократичной семьи, детство которого было таким тяжелым, что и спустя 30 лет уже взрослый Патрик сходит с ума от боли и неуверенности, пытаясь найти спасение в наркотиках. Все дело в том, что "Патрик Мелроуз" - история автобиографичная: в книге Сент-Обин прямо пишет о том, что отец насиловал его в детстве, а мать, боясь гнева мужа, по сути, стала пособницей. В 19 лет, учась в Оксфорде, Эдвард подсел на героин, а в 25 лет при помощи психотерапевта и врачей все-таки справился с зависимостью и сублимировал пережитый опыт в литературу.
Жуткая личная история писателя, рассказанная в книге, серьезно увлекла Камбербэтча. Идея экранизации летала в воздухе больше 20 лет, но никто не решался взяться за "Патрика Мелроуз" - слишком жестким, слишком британским и слишком мрачным оказался этот герой. Когда Камберэтч услышал о том, что продюсеры Майкл Джексон и Рэйчел Хоровиц взялись за экранизацию, то написал на популярном ресурсе Reddit, что хочет сыграть Патрика. Спустя пару дней ему позвонили и пригласили на встречу в Нью-Йорке. Оказалось, Камбербэтч был главным и единственным кандидатом на роль Мелроуза.
Тем, кто убежден, что Шерлок - лучшая роль Камбербэтча, стоит посмотреть первую серию "Патрика Мелроуза" - после нее станет ясно, что именно к этой роли британец шел всю жизнь. Если раньше Камбербэтч метко и дерзко играл персонажей на грани - Шерлок с его самокопанием и угрюмостью, гениальный математик Алан Тюрьинг ("Игра в имитацию") с его покорной уверенностью в том, что он обречен или Джулиан Ассанж ("Пятая власть"), который бежит от всех, но при этом защищается, то его Патрик Мелроуз - герой, который находится за гранью. О том, насколько нехорошо ему живется и как много боли будет впереди, мы понимаем уже после первой сцены первого эпизода. Патрик отвечает на телефонный звонок: некто в трубке сообщает ему, что в Нью-Йорке умер его отец. Дальше камера опускается вниз: из рук Патрика падает шприц с героином, на руке остается небольшая кровавая точка. Он блаженно улыбается - то ли от новости, что отец, который много лет заставлял его страдать, умер, то ли от прихода от героина. И это - только начало.
Сериал уже успели окрестить "театром одного актера" и "бенефисом Бенедикта Камбербэтча". Про "театра одного актера" несправедливо: очень сильная актерская работа и у австралийца Хьюго Уивинга, которому досталась роль омерзительного, вредного сноба Мелроуза-старшего; а также у американской актрисы Дженнифер Джейсон Ли ("Омерзительная восьмерка") - она играет мать Патрика Элеонор Мелроуз, роскошную, стильную и очень несчастную женщину. Про "бенефис" - правда. Камбербэтча в сериале много, очень много: он то мчится по Нью-Йорку в развевающемся пальто, чтобы успеть забрать прах отца, то рыскает по маргинальным городским окраинам в поисках героина, то крушит роскошный номер в отеле, пребывая в наркотическом угаре, то кокетничает с девушками, то эффектно принимает ванну, шутит, страдает, размышляет - живет по полной, и все это под роскошную музыку, Wild World Кэта Стивенса и Summertime Дженис Джоплин. Камбербэтч в "Патрике Мелурозе" не жалеет себя, и когда на лице у его героя выступает испарина, понятно, что это не только художественный прием.
Наблюдать за ним одновременно увлекательно и тяжело, а в некоторых сценах и вовсе хочется отвернуться, потому что герой уж слишком жалок и несчастен, и тебе стыдно наблюдать за его страданиями.
Действие книги охватывает разные времена и страны: это и Франция 1960-х, где прошло детство главного героя, и восьмидесятые, на которые приходится молодость Патрика, и современная Великобритания. Патрик - плейбой и аристократ, его окружают красивые и богатые люди, они одеты с иголочки, а мама Патрика Элеонор Мелроуз с ее любовью к шелковым платкам и крупным очкам и вовсе напоминает про Жаклин Кеннеди. Любопытно, что несмотря на то, что Камбербэтч происходит из аристократичной британской семьи и в детстве ходил в закрытую частную школу для мальчиков Хэрроу, одну из самых знаменитых в Британии, актер все равно говорит, что для сериала ему пришлось "разодеться". "Все думают, что я веду шикарный образ жизни, но я всего лишь средний класс. Ну ладно, я высший средний класс, но не больше". Также актер признается, что хотя и консультировался при подготовке роли с бывшими наркоманами, образ жизни Патрика ему не близок. "Фактически я веду трезвый образ жизни, исключения случаются разве что на большие дни рождения или во время уикендов где-нибудь на фестивалях. Но вообще я предпочитаю йогу и медитацию".
Но не только Камбербэтчем силен "Патрик Мелроуз". Случайно или специально, но его продюсеры и режиссер Эдвард Бергер попали в нерв времени. За эффектной съемкой, динамичным монтажом и прекрасной игрой Камбербэтча не теряется главное. "Никто не должен делать такое с другим человеком", - говорит герой Камбербэтча, когда подруга спрашивает его, а что ты бы сказал отцу, если бы он был сейчас жив? Рассуждения о насилии и его необратимости, об одиночестве тех, кто его пережил и о важности говорить об этом вслух, публично и громко, очень плавно "входят" в общемировую дискуссию о насилии, движении за права женщин (мужчин, темнокожих и вообще всех, кто нуждается в защите) и рассказах с тегом me too в социальных сетях. Роман Сент-Обина еще и акцентирует внимание на том, что насилие в семье - не есть бич только бедных или только богатых, и что аристократичное происхождение не гарантирует счастливое детство и здоровую психику. Более того, создатели намекают, что высшее общество с его снобизмом, вычурностью и наигранностью - архаизм, и ему пора вынести приговор.