Новости и события » Общество » Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Сегодня, 29 мая, в Киеве на официальном уровне будут отмечать 250-летие Колиивщины. Однако не все рады такому празднику. В частности, против выступила Ассоциация евреев, настаивая на проведении памятных мероприятий и молебнов, а не торжеств. В чем проблема кардинально разных подходов к одному историческому событию и почему она обострилась в последние недели - рассказываем.

Колиивщина - праздник?

Скандал вокруг полемической темы разгорелся после принятия Киевсоветом 17 мая решения торжественно отметить годовщину Колиивщины. Соответствующее решение было принято на сессии горсовета 83 голосами "за".

Власти запланировали тематические информационные, учебно-воспитательные, культурно-художественные и другие мероприятия в учебных заведениях, а также научно-практические конференции, заседания за круглым столом и тому подобное.

В Киевсовете считают, что празднование годовщины будет способствовать "активизации патриотического воспитания украинской молодежи, сохранению памяти об освободительной борьбе украинского народа, единству украинской нации".

Соавтор проекта решения, депутат Киевсовета от ВО "Свобода" Юрий Сиротюк называет Колиивщину "ответом на социальный, религиозный и национальный гнет украинцев со стороны Речи Посполитой на Правобережной Украине".

"Эти события Колиивщины несут предостережение всем врагам украинской нации: оккупантам, агрессорам и украинофобам, которые посягают на стремление украинцев мирно жить на своей, Богом данной, земле", - убежден он.

Сиротюк уверен, что Колиивщина была первой национальной революцией в Европе.

"Я думаю, что Колиивщина, Гайдаматчина имела положительную цель. Более того, я считаю, что Гайдаматчина - явление чрезвычайно недооцененное в истории Украины, в историографии и в политике. На самом деле - это одна из первых в Европе национальных революций, которая была прообразом других европейских революций, которые сформировали современный политический ландшафт Европы и ландшафт национальных государств", - рассказывал он еще в феврале изданию "Украинский взгляд".

Еще один соавтор проекта решения, депутат Киевсовета Владимир Бохняк также отмечает, что "популяризация национальных героев, которыми и были гайдамаки, должна быть неотъемлемой составляющей государственной политики по национально-патриотическому воспитанию".

Однако решение столичных властей понравилось не всем.

Колиивщина - трагедия?

Серьезную обеспокоенность решением Киевсовета уже 23 мая выразила Ассоциация еврейских организаций и общин (Ваад) Украины. Трактовку указанных исторических событий столичными властями в Ваад считают "устаревшей, выдержанной в духе советской традиции и деструктивной".

В Ассоциации отмечают, что восстание сопровождалось жестоким насилием с обеих сторон и массовыми убийствами "как мирного населения (католиков, греко-католиков, евреев), так и православных и старообрядцев".

"Уманская резня, которая была лишь одним из эпизодов Колиивщины, сохранилась в еврейской национальной памяти как одно из самых ужасных событий в истории общины региона. Подавление восстания также сопровождалось жестокими репрессиями со стороны Польши и России", - говорится в сообщении.

"Традиция героизации Колиивщины коренится в советской идеологии. Предлагаемый Юрием Сиротюком подход, который артикулирует приоритет "этнического единства", потенциально крайне опасен, в том числе, из-за сложного исторического периода отражения иностранной вооруженной агрессии, которую сейчас переживает Украина. Он подрывает гражданское единство украинской нации и межэтническую гармонию, негативно влияет на внешнеполитический имидж страны и играет на руку только агрессору", - уверены в Ваад.

В связи с этим Ассоциация предлагает не глорификацию, а проведение мемориальных мероприятий для чествования памяти погибших: "Следует провести объективные, не ограниченные идеологическими рамками неосоветского подхода научные исследования и конференции, мемориальные мероприятия, например, межконфессиональные молебны в память жертв трагических событий XVIII века и тому подобное".

Колиивщина: Историческая справка

Что такое Колиивщина? Это казацко-крестьянское восстание в Правобережной Украине в 1768-1769 годах, апогей гайдамацкого движения.

Кто возглавил? Возглавил восстание запорожец Максим Зализняк, а его ближайшим сподвижником стал сотник уманской надворной милиции Иван Гонта.

Откуда название? По одной из версий, название происходит от слова " " (который был оружием части повстанцев), по другой - от польских "kolej", "po kolej", "kolejno", что означали несения надворной казацкой службы при магнатских поместьях - "slu?ba kolejna". Надворную милицию в XVIII веке называли колейщиками.

Причины восстания. В феврале 1768 года под давлением российского правительства польский король Станислав Понятовский подписал трактат о формальном уравнении в правах с католиками верующих православной и протестантской церквей. Значительная часть польской шляхты была этим недовольна. Под лозунгом защиты католицизма, шляхетских прав и освобождения Польши из-под влияния России в городе Бари на Подолье шляхта создала Барскую конфедерацию. Конфедераты стали пытать и грабить украинское население, разрушать православные церкви и монастыри на Киевщине, Подолье и Волыни. Для борьбы с конфедератами российское правительство послало на Правобережье войско. Среди украинского населения распространился слух, что якобы царица Екатерина II издала "Золотую грамоту" с призывом уничтожать польскую шляхту. Эти события и стали толчком к развертыванию гайдамацкого восстания на Правобережье.

Ход восстания. 26 мая 1768 г. из Мотронинского монастыря отправилась на север в заселенные части Правобережья ватага из 70 гайдамаков под предводительством Зализняка. Его отряд выступил из Холодного Яра и взял Смелу, Черкассы, Корсунь, Богуслав и Канев.

Численность повстанцев быстро увеличивалась. Они уничтожали шляхту, католическое духовенство, арендаторов, жгли поместья, делили барское имущество. В начале июня повстанческое войско приблизилось к городу Умани, который принадлежал киевскому воеводе Францишеку Салезию Потоцкому. Против гайдамаков шляхта выслала полк надворных казаков во главе с уманским сотником Иваном Гонтой. Однако Гонта вместе с казаками перешел на сторону повстанцев и начал наступление на город.

"Уманская резня" - взятие города 21 июня - считается кульминационным моментом Колиивщины. Точное количество погибших неизвестно и разными авторами оценивается от нескольких десятков человек до 2-20 тыс. или даже большего числа католиков, униатов и иудеев. После взятия города повстанцы собрали совет, на котором Зализняка объявили гетманом, а Гонту - полковником уманским. Уманщина была поделена на сотни, как в казацкие времена.

Подавление восстания. В июне-июле 1768 года на Правобережье действовало около 30 отрядов во главе с гайдамацкими лидерами. Восстание быстро охватило почти всю Киевщину, Брацлавщину, Волынь, Подолье, Галичину. В панике шляхта бежала в глубь страны или на Левобережье под защиту русского войска.

Опасаясь распространения восстания на Левобережье, Екатерина II приказала своему полководцу, генералу Михаилу Кречетникову подать помощь полякам.

Вечером 6 июля 1768 года Кречетников пригласил на пир Зализняка, Гонту и других гайдамацких главарей, где арестовал их вместе с товарищами. Российских подданных отправили на суд в Киев, польских отдали польскому начальству. Карательные войска Речи Посполитой жестоко расправлялись с повстанцами. Гайдамаков тысячами вешали, рубили им головы, сажали на кол.

Гонту и 800 его людей выдали полякам, которые подвергли его пыткам, а потом казнили. Зализняка и остальных гайдамаков сослали в Сибирь.

К концу июля основные очаги повстанческого движения были подавлены. Однако выступления мелких отрядов продолжались еще в течение второй половины 1768 года - первой половины 1769 года.

Оценка историками событий Колиивщины

Стоит отметить, что польские, еврейские и украинские историки по-разному оценивают события Колиивщины. В Польше фигуры Гонты и Зализняка долго трактовали как разбойников и предателей. Среди евреев они тоже воспринимались как погромщики и убийцы. В Украине же им преимущественно приписывали славу героев освободительной борьбы.

Например, доктор исторических наук Тарас Чухлиб считает, что Колиивщина имела с одной стороны национально-освободительное, а с другой - социальное, религиозное и этническое направления. "Ее вожаки призывали украинское население к освобождению из-под иностранной власти Короны Польской, освобождению от экономического гнета местных господ, арендаторов и ростовщиков, а также восстановлению полноценного существования Православной Церкви на Киевщине и Черкащине", - рассказал он "Бульвару Гордона". Историк считает, что каждый народ мира имеет право на почитание своих национальных героев и мучеников, которыми, по его мнению, и являются Зализняк и Гонта.

Вместе с тем историк Алексей Сокирко считает, что у гайдамаков в период Колиивщины не было руководителей, которые бы мыслили политическими категориями.

"Руководители гайдамаков не были государственниками. Просто украинская историография в диаспоре сделала из них такой символ. Если в советской историографии они стали символом классовой борьбы, то в диаспорной - символом борьбы за собственную государственность, хотя эту государственность там трудно увидеть даже под микроскопом", - рассказал он "Радио Свобода".

Историк Наталья Яковенко писала о тех событиях так: "...Как и опрышковство, гайдамацкий социальный бандитизм всегда был полем противостояния польских и еврейских историков с одной стороны и российских и украинских - с другой. Над первыми при всех модификациях мысли тяготеет аллергия к "инстинктам полудикого общества", над вторыми - желание спрятаться от жестокого течения событий за подъемом Гайдаматчины в ранг "народного движения против шляхетской Польши", вызванного "крепостническим гнетом" и "религиозными притеснениями".

Реакция соцсетей на решение Киевсовета

Стоит отметить, что решение Киевсовета показалось "диким" не только Ассоциации евреев.

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Праздновать или скорбить?: Споры вокруг торжеств к 250-летию Колиивщины

Франция


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх