Пятый день «Odessa Classiсs»: швейцарское качество, не самая культурная публика и путешествие во времени
Четвертый Международный фестиваль классической музыки "Odessa Classiсs" подарил меломанам совершенно незабываемую встречу с музыкантами из Швейцарии, которая стала главным событием пятого фестивального дня. "Думская" испытала легкий приступ мизантропии.
"Сегодняшний концерт очень необычен, - признался перед выступлением президент фестиваля, пианист Алексей Ботвинов. - На украинской большой сцене очень редко звучат такие формации инструментов - солирующие кларнет, фагот, гобой, валторна. Дмитрий Ашкенази - кларнетист, солист, каких в мире немного. Я буду играть с музыкантами Трио Пуленка и квинтет Моцарта. Я и сам не знал эту музыку до прошлого года. Но после совместного концерта в Швейцарии мне очень захотелось поделиться с нашей публикой своей радостью открытия нового музыкального горизонта".
Маэстро Алексей Ботвинов и музыканты Swiss Chamber Quartet весь вечер были на высоте. В Большом зале филармонии знаменитый кларнетист Дмитрий Ашкенази (сын известного советского пианиста Владимира Ашкенази, родившийся в Нью-Йорке) перед началом концерта обратился к публике: "Очень сожалею, что не могу говорить по-русски, Очень рад быть в вашем прекрасном городе, который уже успел немного посмотреть. Счастлив выступать в этом прекрасном зале, для этой аудитории".
Как выяснилось, знаменитость знала о нашей аудитории далеко не все. Наша аудитория настолько суровая, что игнорирует святое правило: между частями классического произведения аплодисменты звучать не должны! Это мешает как исполнителям, так и слушателям, нарушая цельность восприятия музыкального высказывания. Наверное, имеет смысл делать специальные объявления перед каждым концертом, чтобы зарубежные гости не выглядели такими обескураженными (оркестр Хобарта Эрла уже привык к такому). И хорошо бы при этом знать, что квартет - трехчастное произведение. Ведь не к месту бьющие в ладоши слушатели сбили с толку даже ведущего концерта, Романа Бродавко, который принял аплодисменты за конец квартета Карла Стамица и вышел объявлять следующий номер... Дмитрий Ашкенази, хоть и не говорит по-русски, но по-английски объяснился с конферансье, покинув свое место у пюпитра. Судя по всему, чувство юмора музыкантам не изменило, они весело обыграли маленькое недоразумение - ноты гобоиста оказались забытыми на другом конце сцены и он с улыбкой прошествовал за ними, а потом Ашкенази в шутку уселся на стул спиной к залу.
И еще одно замечание слушателям: ваше мнение никого не интересует, его незачем громогласно озвучивать, люди приходят на концерт слушать музыку, а не доморощенную критику, перекрикивающую духовые инструменты!
Вместе с Ашкенази выступали Ренато Биззотто (гобой), Леонардо Биззотто (фагот), Карл (Чарли) Фэсслер (валторна) и Алексей Ботвинов (фортепиано). А программу исполнители подобрали с большим вкусом. Редко звучащее в наши дни сочинение композитора восемнадцатого столетия Карла Стамица - Квартет фа мажор для гобоя, кларнета, валторны и фагота - сменилось новой академической музыкой, написанной с явным тяготение к изящной старине. Композитор Каспар Дитхельм преподавал в вузе, где учились все швейцарские гости, в концерте прозвучало его Трио для гобоя, кларнета и фагота - вот запись фрагмента, сделанная во время репетиции.
А затем из наших дней слушателей перенесли в двадцатый век. Прозвучало сочинение Франсиса Пуленка - Трио для фортепиано, гобоя и фагота "Для мистера Мануэля де Фалья". Музыковеды подмечают в этом Трио влияние Прокофьева (все крупные фигуры мировой классики в той или иной мере восхищались кем-то из своих современников), но дело даже не в этом - оцените, как божественно звучит Пуленк на репетиции, без тренькающих телефонов, неуместных аплодисментов и слушательской болтовни.
Музыкальное пиршество продолжили Сюита для гобоя, кларнета и фагота Дариуса Мийо и Квинтет ми-бемоль мажор для гобоя, кларнета, рога, фагота и фортепиано Вольфганга Амадея Моцарта. Еще один фрагмент с репетиции - швейцарское качество звука (и не только), тонкая нюансировка, моцартовская ясность и чистота...
Да, времена меняются, но есть нечто общее в партитурах разных мастеров, притягивающее внимание музыкантов, хорошо знающих, что они делают и чего ищут в искусстве. Фестиваль продолжается. Напомним, что сегодня, 6 июня, состоится концерт скрипача Даниэля Хоупа и Берлинского камерного оркестра в Одесской опере. 7 июня тот же оркестр вместе с пианистом Себастианом Кнауэром и вибрафонистом Паскалем Шумахером даст концерт в филармонии, а 8 июня, в 21:00, на Потемкинской лестнице состоится масштабный опен-эйр с видеоинсталляциями. В связи с последним событием хочется задать вопрос: а как уличные музыканты и байкеры на бульваре, будут шуметь во время концерта, как обычно, или на них найдется управа (зачеркнуто) у них проснется совесть?
Автор - Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева