Американские солдаты поедут в Сирию «благодаря» Путину
Около 50 американских военных отправятся в Сирию консультировать и тренировать сирийскую оппозицию, сообщил пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. Ему стоило бы сказать, что это Путин отправляет солдат США в Сирию. Если бы Россия не проводила бы операцию в Сирии, США не чувствовали бы себя обязанными в конечном счете оказать поддержку своим союзникам в Сирии, которые борются как против ИГ, так и против Башара Асада.
Подобный вывод делаем исходя из того, что на протяжении трех лет американский президент не решался на какие-либо кардинальные действия в регионе, что в итоге привело к нынешней ситуации. А решительность Путина изменила баланс сил в регионе. При этом долгосрочные цели Москвы в Сирии для многих в Вашингтоне остаются непонятными. Российский президент намерен либо оставить Асада, либо иметь вес при выборе его преемника. Если остальную часть страны будет штормить и беженцы оттуда будут ехать в Европу, что укрепит националистов и ослабит проевропейские взгляды, то Путину от этого будет только лучше. На самом деле, для "российского Тарзана" это будет двойной выигрыш.
Так и у американской операции в Сирии есть сугубо политические причины. С точки зрения внутренней политики Обама пытается исправить впечатление от бездействия США в Сирии и показать, что попытки натренировать сирийскую оппозицию не были сделаны впустую. А с точки зрения геополитики присутствие американских военных в Сирии позволит Вашингтону претендовать на участие в многосторонних переговорах по будущему Сирии. К тому же тем самым Америка показывает России, что конфликт может усложниться, поскольку цели Вашингтона и Москвы не всегда совпадают.
Условия перемирия уже вполне очевидны, но политикам сложно их признать. А состоят они, по его мнению, в том, что Асад остается у власти на переходный период, покидает свой пост с определенным иммунитетом, а на его место приходит его «лайт-версия», на которую согласятся Москва и Тегеран. Соединенные Штаты при этом довольствуются обещанием сформировать более разнообразное правительство, о котором, впрочем, тут же забывают, потому что стабильность для людей важнее демократии и прав человека. При этом в большей части страны остаются беспорядки, потому что Дамаск больше не может ее контролировать.
Политика похожа на шоу-бизнес, в частности, тем, что хороший актер слушает своего коллегу и отвечает на его реальные действия, а не играет согласно сценарию. Так и в политике, реакция должна быть естественной и идти вовремя. Но в то же время на мировой арене лидеры должны проявлять инициативу, устанавливать правила и идти на риск. И в Сирии, и в Украине Путин полностью изменил ситуацию, в которой его сторона терпела поражение, получив тем самым дивиденды от того, что не стал ограничиваться лишь реакцией на сложившиеся условия. В украинском конфликте Путин тоже получил практически все, чего хотел: Крым остался у России, его влияние на востоке Украины возросло, а санкции ударили по экономике, но не по политике: своего лидера поддерживают почти 90% россиян.
Вместе с Россией инициативу проявляет и Иран. К тому же в регионе нет суннитских государств, чья политика проводилась бы в позитивном ключе: все они знают, против чего борются, но не понимают, за что. И это идет на пользу прагматичному Тегерану. И так же действует Китай в своем регионе: сначала изучает, где на самом деле пролегает та красная линия, после которой Вашингтон начнет действовать, а затем делает шаг до этой линии, но за нее не заходит. Эти игроки получают большой выигрыш везде, где, как они видят, США проявляют безразличие.
Вашингтон же предпринимает какие-либо действия лишь в ответ на поступки своих конкурентов. Иногда нужно знать, чего хочешь, и иметь достаточно смелости и мужества в своих убеждениях, чтобы сделать первый шаг.