Почему стоит посмотреть "Лето" Кирилла Серебренникова
28 июня в украинский прокат вышел мюзикл о Викторе Цое - «Лето» Кирилла Серебренникова. В Каннах фильм получил приз за лучший саундтрек, а на красной дорожке его команда призвала освободить режиссера Кирилла Серебренникова, который находится под домашним арестом по политическому делу.
В прошлом году в Украине показали фильм Серебренникова "Ученик" - жесткую картину о юноше, который стал религиозным фанатиком, фактически - стопроцентно политическое кино об опасностях религии и тотальной диктатуре. Через пару месяцев после выхода фильма Кирилл Серебренников оказался в тюрьме за мошенничество. Журналисты по всему миру предполагают, что режиссера преследуют в первую очередь по политическим мотивам и именно за "Ученика". Символично, что Серебренников был задержан летом 2017 года в Санкт-Петербурге, где как раз снимал свой новый фильм. Это было "Лето" - легкое, музыкальное, красивое "Лето", которое на контрасте с прошлогодним "Учеником" дает возможность выдохнуть - и надеяться на лучшее.
Главный плюс фильма в том, что Серебренников снял кино, в котором хочется оказаться. Танцевать вместе с его героями, пить вино на берегу реки, орать песни на рок-концертах и вместе придумывать название будущей группы Цоя.
Действие происходит в Санкт-Петербурге летом 1981 года. Главная рок-звезда того времени - Майк Науменко, лидер группы "Зоопарк", которого блестяще играет лидер группы "Звери" Рома Зверь. У Майка есть жена Наташа, своя собственная группа, успех (он руководит питерским рок-клубом) и комната в коммуналке. Когда вместе с музыкантами Майк тусуется на пляже и поет под гитару песню "Лето" (на самом деле, она будет написана позже Майком для Цоя), к ним приходит молодой стесняющийся парень Витя - чуть позже парень станет Виктором Цоем и напишет гениальные песни "Восьмиклассница" и "Бездельник". В этом ему поможет Майк, а также опосредованно его жена Наташа - именно она станет музой Цоя, и у них будет "детский школьный роман".
В основе "Лета" воспоминания вдовы Майка Науменко Натальи - ее в фильме сыграла Ирина Старшенбаум. "Мы оба огромные фанаты группы "Кино", и выросли на этой музыке. Но наш подход к сценарию был не строго документальным, - комментируют сценаристы ленты Михаил и Лили Идовы. - Нам важнее было уловить дух событий, нежели их точный порядок и хронологию. Этот фильм - музыкальная фантазия на тему субъективных воспоминаний". Некоторые критики Серебренникова уже прошлись по достоверности фильма - например, в пух и прах фильм разнес Борис Гребенщиков, но вряд ли Серебренников ставил перед собой показать все так, как было. Его фильм о другом - о настроении и атмосфере.
Атмоферы в фильме предостаточно. Создает ее Серебренников с помощью деталей. Например, в одной из сцен в коридоре квартиры, где проходит вечеринка, на стене ровным строем висят обложки "фирменных" виниловых пластинок. Дэвид Боуи, Игги Поп, группа "Блонди", Лу Рид - обложки альбомов этих музыкантов мгновенно превращают обычную питерскую квартиру в богемное место, в котором был бы счастлив оказаться любой меломан. Кроются важные детали и в выборе песен - например, герои Серебренникова то и дело напевают композиции Blondie - культовой в конце 70-х американской рок-группы, и сходят с ума по лидеру коллектива Дебби Харри. Сегодня ей 73 года, и она до сих пор - королева панка, муза дизайнеров и кинорежиссеров - например, в фильме "8 подруг Оушена" образ Кейт Бланшетт списан именно с нее, а также модель, которая снимается для Vogue. Такие детали делают героев Серебренникова очаровательными, живыми и молодыми - в том числе и для хипстеров образца 2018-го, которые наверняка будут смотреть этот фильм.
Главную роль в фильме исполнил кореец Тео Ю. Чтобы воплотить на экране образ Виктора Цоя, создателям понадобилось четыре человека: Ю сыграл Цоя в кадре, музыкант-самоучка из Якутии Петр Погодаев исполнил все вокальные партии, бывший солист группы "Чай вдвоем" Денис Клявер озвучил реплики музыканта, а гитарист группы "Звери" Герман Осипов сыграл гитарные партии.
Фактически же главная звезда фильм - Майк Науменко в исполнении Романа Зверя. В этой роли Кирилл Серебренников изначально видел только его. "Рома был первым и единственным кандидатом на эту роль. И когда он пришел на встречу к Кириллу, всем сразу стало совершенно очевидно, что это и есть наш Майк, - вспоминает продюсер Илья Стюарт. - Ключевым стало и то, что Рома отличный музыкант. Режиссеру было важно, чтобы все, кто играет музыкантов, имели к музыке непосредственное отношение, а не просто имитировали игру на гитаре".
"Вы точно уверены в этом? Я не актер. Никогда не снимался", - такими словами Роман Зверь встретил Серебренникова на первой встрече. Тем не менее, чутье не изменило режиссеру - в своей дебютной роли Зверь ироничный, харизматичный и действительно отлично поет. Его Науменко - такой себе немного циничный гений, который смотрит на жизнь с прищуром.
"Лето" - один из лучших фильмов Серебренникова. В нем нет театральности, которая характерна для большинства его фильмов - "Юрьев день", "Ученик", "Измена". Вместо этого Серебренников как режиссер синтетический мастерки жонглирует жанрами - "Лето" и мюзикл, и драма о любви, и рок-опера - и снимает романтическое, нежное кино о молодости, удовольствии и жизни. В "Лете" есть ощущение "новой волны" и свежего воздуха, есть настроение фильмов Годара и Трюффо. Это такой себе "Ла Ла Лэнд", но более честный, а еще подпольный и хулиганский - в него так и хочется нырнуть с головой.