«Тигриные» тропы Русского марша
Национал-патриоты намерены 4 ноября выйти в центр Москвы
Владислав Мальцев
– Вы знаете, – говорит руководитель молодежного крыла «ТИГРЫ РОДИНЫ» Владимир Лактюшин, – еще несколько лет назад многие не верили, что «Родина» возродится. В этом году ИСЭПИ поставил нашу партию на пятое место по эффективности в России. Многие не верили, что национал-патриоты когда-нибудь снова вернутся в центр Москвы, чтобы триумфально там пройти колоннами 4 ноября, в День народного единства. И накоцен-то, в этом году, спустя 10 лет после первого Русского марша, мы вновь будем там.
По словам Лактюшина, в шествии «Мы едины», организуемом Общественной палатой РФ по Тверской улице, будет и колонна национал-патриотов, сформированная «Родиной», Конгрессом русских общин и возглавляемыми им «Тиграми». Это, считает он, является куда более лучшим и перспективным вариантом для представителей правых взглядов, чем вновь маршировать в далеком от центра спальном районе Люблино или где-либо еще, тем более, что позволяет наладить сотрудничество национал-патриотов с властью.
«Среди фанатов много умных людей»
Еще каких-то десять лет назад Лактюшин был футбольным болельщиком, возглавлял одну из подмосковных группировок «динамиков», ездил на выезда бок о бок с топовыми «фирмами» «бело-голубых». Остепенившись, старых связей в фанатской среде не утратил.
– В августе, после нападений фанатов «Анжи» на московских болельщиков и убийства Антона Феоктистова в Самаре, я написал два запроса Владимиру Колокольцеву, попросив его взять их расследование под свой личный контроль. Их Самары недавно вот прислали ответ за подписью руководства местного ГУ МВД, сообщили, что убийца пойман и отдан под суд, дело они держат под контролем. А вот в Москве возникла проблема – никто из пострадавших болельщиков ЦСКА не подал заявлений в полицию, так что они не могут возбудить дело. Понятно, что наши фанаты не обращаются в полицию, но их оппоненты это делают регулярно. Так что и нам надо выстраивать тут систему взаимодействия. Если бы в 2010 году не отпустили на свободу одного из убийц Егора Свиридова, то, поверьте, тысячам фанатам не пришлось бы выходить на Манежку добиваться справедливости.
– Вы их сейчас зовете к себе на марш, а ведь на шествии по Тверской будут идти и колонны диаспор, лезгинку будут танцевать. Проблем не возникнет?
– Скажу так – то, что национальные организации других народов России будут на этом марше представлены, уже обязывает там быть и русских национал-патриотов. Потому что если они отстаивают, представляют свои интересы во взаимодействии с властью, должны и мы. Среди фанатов много умных людей, думаю, они все отлично поймут.
Что касается лезгинки, так почему бы нам не сплясать там русские народные танцы? Подобные этнофестивали мы уже не первый год проводим в подмосковном Жуковском, собираются сотни человек – приходите, посмотрите. Нет, проблем я тут никаких не вижу.
– В вашей колонне будут и популярные в правой среде «имперки»?
– Название нашего движения – аббревиатура: Традиции, Империя, Государство, Родина (ТИГР). Так что, почему же мы должны отказывать от имперских флагов?
«Вернуть национал-патриотов и власть к сотрудничеству»
– Не очень понятно, как вы собираетесь привлечь националистов в колонну на марше, который организуется властью, ведь правые в массе своей антисистемны, и власть настроена к ним в целом негативно – вспомним хотя бы историю с запретом Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и идущую сейчас аналогичную эпопею с наследником этого движения объединением «Русские».
Стоит сказать, что само ДПНИ было противоречивым по составу. На нижнем, среднем и отчасти высшем уровне там было очень много хороших, вменяемых русских национал-патриотов, отслуживших в армии и МВД. Не случайно еще на заре деятельности ДПНИ, 28 июня 2004 года, его активисты пикетировали посольство Катара, арабской страны, где после убийства главаря чеченских сепаратистов Яндарбиева арестовали двух российских разведчиков. А после того, как на Украине произошла «оранжевая революция», в апреле 2005 года Центральный Совет ДПНИ призвал создавать «мобильные боевые группы» в связи с «вероятностью массовых беспорядков, агрессивных действий иностранных государств». То есть, участники движения в массе своей видели себя этаким тогдашним «Антимайданом», защитниками сильной и суверенной России. И государство шло им навстречу, согласовывая акции в центре столицы, включая и марш 4 ноября 2005 года.
– Что изменилось потом?
– После того, как марш 4 ноября 2005 года (тогда еще не было названия Русский, его называли «Правым») собрал 3 тысячи человек, две с половиной тысячи из которых шли в колонне ДПНИ, у Белова началось «головокружение от успехов». Он решил, что все эти тысячи национал-патриотов – уже его верная пехота. В своих наполеоновских амбициях он видел себя в скором будущем как минимум депутатом Госдумы, решающим важные дела. 24 ноября 2005 года в интервью он заявил, что курировавший внутреннюю политику замглавы Администрации президента Владислава Суркова «оторван от реальности, играет в куклы», не зная о силе ДПНИ, в которой «власть скоро убедится». 4 марте 2006 года он ведет активистов на митинг КПРФ (поговаривали, что Зюганов обещал Белову проходное место в списке на думских выборах 2007 года), а когда 1 мая коммунисты ожидаемо не пустили национал-патриотов на свой митинг, нашел новых друзей – либералов. 22 июня 2006 года ДПНИ организовало несанкционированный сход в центре Москвы, причем, что интересно – курировавшая акцию активистка ДПНИ «рулила» им по Интернету, сидя в офисе «оранжевого» движения «Смена», «молодежки» Каспарова. Тогда людей чудом не повязали, но дальше вывод людей на мероприятия, которые руководство ДПНИ даже не пыталось согласовать, приводило к сотням задержанных, 4 ноября 2006-го говорили про две-три тысячи попавших в «воронки» и «обезьянники». Зато Белов после марша приехал выступать на «Эхо Москвы».
Я не склонен обвинять в этом одного Александра. В руководстве движения оказалось много людей, чуждых национальным идеям. Например, член Центрального Совета ДПНИ, в 2010 году после ухода Белова ставший руководителем движения Владимир Ермолаев до прихода в ДПНИ в 2004 году бывший активистом либеральной партии Союз правых сил! Не нравились ему гастарбайтеры, видимо, или просто он решил, что после провала СПС на думских выборах 2003 года перспективнее бороться с Путиным, возглавив националистов и ведя их в нужном направлении. Так что я не удивился, увидев Ермолаева с мегафоном во главе «колонны националистов» на «марше мира» 21 сентября 2014 года.
В итоге, в 2007-2008 годах после яростной борьбы национал-патриоты ушли из ДПНИ, достаточно сказать, что вышли главы почти всех окружных московских отделений. Затем были еще какие-то трепыхания, «поход на Кремль» в 2008 году с новым «винтиловом», а в 2011 году ДПНИ признали экстремистским и запретили. Вопрос – кто в этом виноват? Ведь изначально власть была всецело настроена сотрудничество с этим движением.
Надо преодолеть созданное этими действиями противопоставление русских национал-патриотов и власти, вернуть их к сотрудничеству ради общих целей.
«В Кремль за деньгами мы не ходим»
– «ТИГРЫ» это молодежное движение партии «Родина». А отношение к разным политическим «молодежкам» в российском обществе, мягко говоря, не самое лучшее. «Молодежные движения под девизом «Кормимся, батюшка!» – как писал Андрей Ольшанский в своей статье «Гламурная кремлядь», апеллируя к известной фразе издателя дореволюционной газеты «Копейка». Что можете на это возразить?
– Молодежные проекты в нашей стране действительно чаще всего заняты имитацией деятельности. Но, к сожалению, надо признать и то, что подобным страдают и крупные парламентские партии, и их несистемные радикальные оппоненты. Вот сколько красивых слов мне приходилось в свое время слышать на митингах! Один бойкий говорун клянет последними словами антинародный капиталистический режим, другой призывает русских помогать друг другу или «взяться за руки», чтоб противостоять нехорошим чиновникам. А когда людям на местах нужна реальная помощь – их нет. «Слова, слова...»
Именно поэтому в 2008 году я с соратниками, ныне лидерами «Тигров», решили «идти другим путем» и создали социально ориентированное движение «Мой двор». Работали по актуальным бытовым проблемам Подмосковья – обманутые жители новостроек, протечки канализации среди поселков, мусор на улицах и в лесах... Через пару лет поднялись уровнем выше – организованный нами митинг в защиту от вырубки Цаговского леса в Жуковском собрал 2-3 тысячи человек, это 2-3% населения города. До таких высот не поднялись даже позже никакая Болотная и Сахарова, Латынина в «Новой» еще в 2010 году ставила нас либералам в пример, как надо проводить митинги. В том же году, когда «Мой двор» во главе с Михаилом Бутримовым, моим нынешним замом по «Тиграм», помог жителям московских Текстильщиков отбиться от строительства у них под окнами мечети, центр «Сова» назвал нас самым успешным социальным проектом националистов.
На сегодняшний день я уже дважды успешно избирался как независимый кандидат в Совет депутатов в родном поселке городского типа Удельная (это второй по величине населенный пункт Раменского района Московской области), возглавляю в нем комиссию по ЖКХ, градостроительству и землепользованию. В декабре 2011 года, возглавив список «Справедливой России» на выборах в Мособлдуму, принес ей лучший – и в процентном отношении (22,37%), и в абсолютных цифрах – результат по области. Не получил мандат лишь из-за интриг областного руководства «эсеров». Затем, когда партия «Родина» вышла из навязанного ей в 2006 году мезальянса с «эсерами», я стал инициатором прошедшего в Москве протестного съезда региональных представителей, порвавших с Мироновым. В дальнейшем мы создавали отд