Дневник Одесского кинофестиваля. День четвертый: же сюи Дон Кихот
Девятый Одесский международный кинофестиваль, если знать, что смотреть, оставляет шикарные впечатления!
В программе секции "Фестиваль фестивалей" был фильм "Человек, который убил Дон Кихота" Терри Гиллиама (Испания, Португалия, Великобритания, Франция, 2018), и ясно, что пропустить такое невозможно. "Сам Господь написал о моих приключениях своей рукой", - восклицает спятивший старик Хавьер, возомнивший себя Дон Кихотом, а если кто пытается с ним поспорить, так огреет копьем - мало не покажется! Это кино свело старого с ума, ведь когда-то молодой режиссер подталкивал к пониманию роли, разжигал в нем эту неистовость...
Терри Гиллиам шел к этому замыслу 29 лет, так угодно было судьбе, чтобы череда "негараздов" позволила подрасти идеальным исполнителям. В главных ролях снялись Адам Драйвер (он сыграл молодого режиссера, fuckinggeniusТоби Грисони, вместо Джонни Деппа), Ольга Куриленко (распутная жена босса Джеки, она в постели шепчет Тоби, воодушевляя его: "Я жена босса, жена босса"), Стеллан Скарсгард (босс). СамогоДон Кихота сыграл Джонатан Прайс (первоначально на эту роль планировался Шон Коннери).
Оскар Хаэнада сыграл цыгана, а Жорди Пальма - русского магната, скупщика замков и красавиц, жуткого самодура Алексея Мышкина, который заставляет любовницу Анжелику (Росси де Пальма) слизывать со своего сапога сливки - привет из "Вассы Железновой"! И все же Тоби манит не "зачитанная книга с потрепанным переплетом" Джеки, а Анжелика, которую он помнит молодой и невинной, в ней что-то осталось от чистоты горного водопада...
Скетчевое сознание режиссера иной раз уводит в эстетику "Монти Пайтон" - так, например, под хохот публики Тоби сметет рукой английские титры и раздастся звон осколков. Отныне мы должны забыть, что все говорят по-испански, примем как меру условности английский! И внимание англоязычного зрителя концентрируется уже не на тексте, а на изображении.
Здесь все с приветом и все не то, чем кажется. Секси-парень, отвязный британский режиссер возвращается в Испанию, где ему когда-то было хорошо. Но хорошо ли тем, кого он заразил вирусом кино? И какое время сейчас на дворе - действительно ли подступает со шпагой к горлу средневековье или все это лишь гламурная реконструкция, затеянная сумасшедшим русским богачом? Сонная, вечно увязнувшая в сиесте, как муха в меду, Испания начинает шевелиться в ритме, заданном прытким британцем. Но тут все идет не по плану, и график съемок слетает с катушек.
Когда тебя принимают за Санчо Пансу, и череда печальных происшествий вынуждается тебя таскаться по горам и равнинам за Рыцарем Печального Образа, Дон Кихотом Ламанчским, жизнь становится необычайно тяжела. Но может быть, это и есть настоящая жизнь? И теперь для счастья не понадобится никакое кино, ведь самого прет не по-детски?! Прием интроспекции, когда неясно, происходит ли все это на самом деле или только в воображении героя, держит зрителя в постоянном тонусе!
Каждый из нас немножечко Дон Кихот, вся эта напрасная борьба с ветряными мельницами кого не приводила в неистовство и отчаяние? Но пока есть кому прошептать: "Санчо, мой верный Санчо", - этот мир не обречен. После показа зрители в Фестивальном дворце не просто аплодировали - вопили, будто вокруг каменистая пустыня, поодаль - горы, а в небесах - Господь, который за справедливостью уж точно уследит.
Автор Ирэн Адлер, фото с сайта ОМКФ