Игорь Покровский о «Золотых скрипках Одессы»: «Главная задача фестиваля - заинтересовать родителей и детей скрипкой»
Международный музыкальный фестиваль "Золотые скрипки Одессы" пройдет в четвертый раз. С 25 по 29 сентября этого года одесситы и гости города вновь будут наслаждаться перформансами, которые подготовили организаторы вместе со всемироно известными скрипачами. О всех подробностях мероприятия "Одесса-медиа" беседовала с художественным руководителем фестиваля Игорем Покровским.
- Игорь Николаевич, почему именно скрипка и почему именно Одесса? Какая связь города с этим инструментом?
- Так уж сложилось в музыкальном мире, что Одесса стала в свое время родиной очень большого количества замечательных музыкантов и в первую очередь скрипачей. Это связано с различными объективными причинам: как социальными, так и историческими. Одесса стала не только центром музыкальной культуры, но и центром музыкального образования. Из Одессы "выпустилось" много талантливых скрипачей, которые разъехались по всему миру. В 20 веке многие одесские скрипачи поступали в Московскую консерваторию, при этом уже состоявшимися музыкантами и буквально сразу же становились лауреатами самых престижных международных конкурсов.
Одесса располагает к музыке по очень многим причинам. Даже солнце и море этому способствуют. Та самая, многонациональная Одесса, которая и до сих пор, слава Богу, существует.
- В этом году фестиваль пройдет уже в четвертый раз, расскажите, как развивался фестиваль. Что менялось с каждым годом?
- В начале фестивали в основном ориентировались на скрипачей, которые являлись выходцами из Одессы. Первые два были поистине "Золотыми скрипками Одессы", третий стал международным, а четвертый, в этом году, будет совершенно другим.
Каждый фестиваль имел свою идею. Один назывался "Отцы и дети", где на самом деле в концертной программе принимали участие отцы и дети. Затем был "Призрак скрипки в Опере" - скрипичные фантазии на оперные темы с симфоническим оркестром и певцами. В этом году - "Наследники царя Давида" - будут выступать ученики великого Давида Ойстраха.
- Что будет входить в программу, чем будете удивлять?
- Среди выступающих будет первая скрипка мира, это музыкант со своим видением, со своей оригинальностью и неожиданными идеями - Гидон Кремер, лауреат множества конкурсов, среди которых - конкурсы имени королевы Елизаветы, имени Чайковского и Паганини. Это один из немногих скрипачей, получивший премию Грэмми. Он выступит с очень оригинальной программой, в сольном концерте с Андреем Пушкаревым (виброфон) 28 сентября в Оперном театре.
Олег Крыса - профессор Истменской школы музыки в г. Рочестер, замечательный украинский скрипач, ученик Ойстраха, вот уже более 20 лет живущий в США.
Михаил Вайман - профессор из Кельна, лауреат международных конкурсов; Александр Винницкий - профессор Московской и Финской консерваторий; Алекс Трегер - профессор, первый концертмейстер знаменитого симфонического оркестра Лос-Анджелеса.
Как видите, фестиваль вышел далеко за рамки Одессы. И это касается не только исполнителей, но и зрителей. В этом году билеты на фестиваль заказывают из Голландии, Израиля, из Англии, Франции и из США.
Традиционно каждый концерт имеет свою идею, свой уникальный смысл. Начнется фестиваль увертюрой 25 сентября в Beit Grand. Это будет музыкально-драматический перформанс, который называется "Звезда моего Давида". Все участники приедут заранее и будут репетировать в течение двух недель. Это Захарий Зорин(Франция, скрипка) Макс Зорин (США, скрипка), Винсент Байс (Франция, фортепиано).
Затем, 26 сентября, в Филармонии состоится концерт "Начало", в котором некоторые произведения будут звучать впервые в Одессе, такие как концерт для четырех скрипок и камерного оркестра А. Вивальди.
Программа фестиваля - насыщенная и разнообразная: от средневековой классики до современных пьес.
27 числа, по традиции, мы даем open-air - концерт в Городском саду, в котором заложена идея "скрипичных шлягеров". В нем будут играть не только участники фестиваля, известные скрипачи, но и молодые ребята, которые стали лауреатами конкурса скрипачей. Этот концерт - подарок городу от фестиваля, который мы проводим при поддержке горсовета и мэра города, в частности. В этот же день состоится концерт "Ночь со скрипкой" в Urban Music Hall.
28 сентября - сольный концерт Гидона Кремера в Оперном театре с инсталляцией на большом экране. Гидон будет играть замечательные произведения М. Вайнберга и в этом же концерте сыграет "12 каприсов Паганини" для виброфона и скрипки. И это тоже - премьера.
29 сентября в оперном театре состоится заключительный концерт фестиваля. Это будет яркое шоу, посвященное 110-летию Царя скрипки - Давида Ойстраха. Хочу подчеркнуть, что каждый концерт фестиваля - это шоу со спецэффектами, видеj- и фоторядом на экране.
- Мероприятия такого уровня обычно готовятся в течение года. Закончилось одно, начинается работа над другим. Как происходит подготовка вашего фестиваля, когда начинаете?
- Подготовка к новому фестивалю начинается с первого дня окончания прошедшего - все как у всех. Это естественно, потому что обсуждается программа, а это процесс нелегкий. Все музыканты очень ревностно относятся к своим выступлениям: если кто-то рядом играет что-то более значимое или более длительное, то начинают появляться вопросы "а почему?" Поэтому мы стараемся выстроить все так, чтобы довольны были все. И главное - чтобы было интересно слушателю. Но работать легко. Все люди умные, интеллигентные и понимают, что слушатель все-таки главный.
- Популярна ли в целом скрипка сегодня среди юного поколения? Даже говоря о посетителях фестиваля.
- Знаете, главная задача фестиваля - это не только музыка, не только имидж Одессы, хотя это замечательно, что европейцы едут в наш город. Главное, что это дает возможность заинтересовать родителей и детей скрипкой. За эти два года я увидел многих малышей, которые идут с футлярами за руку с мамой или бабушкой в музыкальную школу. Это меня радует больше всего. У нас рождаются ребята, у которых хорошие способности к музыке. И я надеюсь, что к настоящей музыке они обязательно придут. Большая заслуга тех родителей, которые, заметив у ребенка задатки к музыке, отдают детей в музыкальную школу и, чего греха таить, первые годы обучения терпят эти ужасные звуки, льющиеся из инструмента. Все великие, на сегодняшний день, музыканты тоже так начинали, а со временем становились теми изумрудами, которыми являются сейчас.
Когда-то в Америке состоялся концерт трех замечательных скрипок, первых скрипок мира, а затем они рассказали, что все начинали в Одессе в школе имени П. С. Столярского. Главная наша задача сделать так, чтобы Одесса вновь дарила миру таких талантливых детей. И пускай они уезжают, пускай несут знамя города по планете.
- Вы когда-то говорили, что родители отдали вас на скрипку в 5 лет. Не мешало ли это нормальному детству? Я имею ввиду, не было ли занятий по 8 часов в день, вместо того, чтобы поиграть со сверстниками во дворе?
- По 8 часов точно не было. Если бы были занятия по 8 часов, я бы может быть до сих пор был бы скрипачом. Да, я занимался после школы 2-3 часа, но при всем при этом у меня были и футбол, и кинотеатры, и так далее.
- Насколько мне известно, вы не только даете гостям насладиться музыкой во время фестиваля, а в рамках него еще и проводятся открытые уроки и мастер-классы выдающихся профессоров-скрипачей. Будет ли такая возможность в этом году? Какие впечатления у участников?
- Я хочу, чтобы были мастер-классы. К сожалению, прошлые годы мы сталкивались с тем, что музыкальные школы, кроме школы им. Столярского, не шли нам навстречу. В этом году я хочу сделать небольшие курсы. Понимаете, мастер-классы - это некий спектакль для педагогов и учеников, когда происходит просто выступление. А на курсах я хочу, чтобы все, кто будет их проводить, действительно позанимались со способными учениками и помогли им раскрыть свои возможности.
Педагогические кадры сегодня, к сожалению, большая проблема в Одессе. А нам они очень нужны. И нужны с именами. Раньше из-за известных педагогов в Одессу ехали с разных точек бывшего Советского Союза.
- Есть уже мысли и планы по дальнейшей судьбе фестиваля?
- "Золотые скрипки" - единственный исключительно скрипичный фестиваль в мире. Важно, чтобы он продолжался вне зависимости от моей судьбы. Верю, что кто-то потом подхватит эту инициативу, и будет продолжать ее развивать, чтобы Одесса таки стала еще и скрипичной столицей мира. Это возможно. Ведь, неофициально она ею была еще в 20-м веке.