Новости и события » Общество » Ведьмы среди нас. Окончание

Ведьмы среди нас. Окончание

Ведьмы среди нас. Окончание

Тема феномена украинской ведьмы давно привлекала внимание историков, этнографов. Причем основные исследования были проведены в конце XIX-начале XX века. Также повышенный интерес к этой теме возник в последнее десятилетие. А поскольку XX век стал веком научно-технического прогресса, религия отошла на задний план. Появился всплеск интереса к мистике.

Начало читайте здесь.

Ведьмачество существует в народной культуре всех стран. Большая часть населения на протяжении долгого периода была крестьянской, а значит, представляла собой мир архаичных верований, зависимый от природных стихий. Люди верили в постоянное приближение опасности в виде болезней, голода, засухи и даже смерти. Дабы избежать зла, народ активно использовал магию. Фактически даже сегодня существует понятие "бытовая магия". Это разнообразные методы защиты от сглаза, порчи, недоброжелателей.

Сейчас разве что ленивая бабка на селе не знает элементарных правил "техники безопасности". К примеру, одна знакомая рассказала мне о случае, запомнившемся ей в детстве. Гостила она в селе у своей бабушки. Та подоила корову, и молоко тут же начало киснуть. Бабушка решила, что это сглаз.

Бросила тринадцать новых иголок на чугунную сковороду, раскалила ее в печи, что-то прошептала. Очень быстро прибежала соседка с красными воспаленными глазами, попросила капли. "Вот моя завистница", - сказала бабушка.

Вера в магию на селе сильна, как нигде. Народ пользуется разнообразными оберегами, которыми, кстати, часто служат и церковные иконки. Думаю, читатель часто обращал внимание на иконки в автомобилях. Это не что иное, как самый настоящий оберег. Существуют целые ритуалы для защиты животных, огорода. Совсем недавно соседка мне сказала: "У нас в селе молоко односельчанам не продают, потому что боятся, что корову сглазят, а она потом доиться перестанет". С одной стороны, смешно, с другой - грустно. А муж рассказал другую историю. В то время у него еще была своя лошадь. И как-то он предложил незнакомой женщине подвезти ее на телеге. Та уселась и стала оглядывать лошадь. А потом заявила: "Она к себе жеребца никогда не подпустит". Так и получилось. Муж долго ломал голову, была ли это действительно ведьма, или же просто случайное совпадение. Хотя в колдовство он не верит.

У селян имеются свои обряды на разные бытовые случаи. Например, чтобы повысить надои молока у коровы, вечером перед Благовещеньем (7 апреля) в ведро с водой вливают стакан свяченой церковной воды, а утром ей окропляют животное. Бывает и так, что только купленную корову перегоняют в ворота через косу, чтобы избавить от порчи. А если уже ведьма испортила корову, то берут лошадиную подкову, накаливают до красна на огне, бросают в ведро с водой и тут же доят корову. Люди верят, что ведьма сразу же прибежит во двор. Кстати, в нашем селе подкова - редкость, поскольку лошадей никто не подковывает. Селяне считают, что для земли подковы не нужны, только для асфальта. К слову, после отела коровы денег в долг не дадут. Вообще ничего из дома не дают, в принципе. А при теленке тем более - тогда у коровы уменьшатся надои.

Есть и отдельное направление - огородная магия. Она рассчитана на защиту посевов как от вредителей, так и от сглаза. Используются заговоры и молитвы, обряды. Например, закапывание трех ножей в огороде. Селяне верят, что ведьма может испортить урожай, украсть у коровы молоко (перестанет доиться), а скотина перестанет плодиться. До сих пор на селе можно услышать, как кто-то когда-то видел своими глазами, как ведьма обернулась ежом или даже ужом и выдоила полностью корову. Впрочем, разговоры про ежей и ужей не столь уж беспочвенны. Но вряд ли живой человек может превратиться в зверя.

В дохристианской Руси ведьма была если не позитивным персонажем наряду с волхвом, то хотя бы нейтральным. А с приходом христианства образ ведьмы приобрел негативный окрас. В принципе, православная церковь никогда не учила бороться с ведьмами. Она отрицала колдовство как само явление. Да и жесткого гонения особо не было.

В средневековые времена Европа запылала кострами, где сгорело, по оценкам историков, около 6 млн. женщин, обвиненных в колдовстве и связи с дьяволом. В Украине же наказывали, в основном, не за связь с дьяволом, а за ущерб, причиненный действиями ведьмы. Казни были редки. Суды ограничивались штрафами или телесными наказаниями. На скамью подсудимых могли попасть женщины из-за соседских разногласий. А бывало (но редко), что и из-за собственной красоты - соседки позавидовали. Например, могли также обвинить соседку, что по ее вине люди и скот страдают от болезней. Кстати, в наше время симпатичные женщины также подвергаются нападкам односельчанок. Правда, в ведьмачестве открыто никто не обвиняет.

Хотя казни случались. В июле 1716 года в Каменце-Подольском возле дома городского головы была поймана нищенка, которая сыпала какой-то порошок на порог. В суде она пояснила, что хотела таким образом помочь одной девушке выйти замуж. Но якобы в порошке были найдены кусочки костей и зуб покойника. А это уже было обвинение в колдовстве. По решению суда нищенку подвергли пыткам, а потом сожгли на костре.

В целом украинское селянство к магии всегда относилось снисходительно. Девушек могли открыто называть "девками-волшебницами" или "чародейками". И это воспринималось скорее как комплимент. А местная знахарка ввиду отсутствия врача выполняла также и его роль.

Хотя не стоит отрицать факт, что в Украине, даже в конце XIX века, часто случались самосуды над так называемыми ведьмами, поскольку далеко не все обвиненные в колдовстве имели подобные способности. Ведьм сжигали, часто даже в собственных хатах, топили, закапывали живьем в землю, забивали насмерть камнями.

Эпоха Просвещения положила конец судам над ведьмами. Постепенно суды запретили в Европе. А во второй половине XVIII века их запретили и на территории Украины. Но на деле суды продолжались еще несколько десятилетий. Последнее дело по обвинению в колдовстве было рассмотрено в 1829 году в городке Липовец на Винниччине. Местный священник подал в суд на одну из женщин. Суд посчитал обвинение священника клеветой и приказал ему больше не беспокоить из-за такого "вздора".

Сейчас, конечно, за колдовство в суд не подают. Зато активно защищаются от всевозможной магии. Самый простой способ - повесить над входной дверью пучок полыни или веточек можжевельника. Кстати, в старые времена в Европе защиту от ведьм делали с помощью сосудов, наполненных острыми предметами. До сих при реконструкции старых домов находят в фундаментах бутылки и кувшины с гвоздями и булавками.

Селяне в наше время защищают свои жилища не столь экстравагантными методами. Все больше полагаются на церковь. А для большей надежности ограничивают контакты с подозрительными и чужими людьми. Правда, чужими и подозрительными считаются для них все, кто не из их села. Ирония судьбы...


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх