Дотянуться до Луны: интервью с Кристиной Бардаш
В день рождения певицы Луны Vogue.ua вспоминает интервью с одной из самых ярких украинских артисток. В нем Кристина Бардаш откровенно говорит о музыке, семье и моде.
Наша редакция следит за Луной уже год. Мы познакомились в сентябре 2015-го. Кристина Бардаш (так в жизни зовут Луну) только-только отыграла свое первое в жизни выступление на Mercedes-Benz Kiev Fashion Days и была так органична в своих незамысловатых текстах о любви, а ее музыка так напоминала «Гостей из будущего» и Линду, что мы тут же отреагировали - и написали о ней. Я была первым журналистом, который брал интервью у Луны: Кристина нервничала, накручивала на палец золотистые волосы, рассказывала, что каждый день занимается вокалом и будет продюсировать себя самостоятельно (муж Кристины - продюсер Юрий Бардаш, владелец компании Kruzheva Music).
Спустя ровно год после нашей первой встречи Кристина снова дает мне интервью, и я поражаюсь, как она изменилась за год: стала взрослее, жестче. За это время Луна выпустила дебютный альбом «Ма-гни-ты», который покорил украинские и российские музыкальные радиостанции, а билеты на ее первый сольный концерт, прошедший в Киеве в мае, были раскуплены в первый же день. Кристина снялась для главных глянцевых журналов - например, специально для Interview Russia с ней беседовал Иван Дорн, а американский Vogue назвал ее лицом украинской музыкальной революции.
Теперь Бардаш - настоящая звезда. Мы встречаемся в баре «Косатка» на Большой Житомирской: на улице льет дождь, холодно, и первым делом Кристина просит пересесть за другой стол: «Тут дует, а я берегу горло». Мое замечание о том, как она изменилась, Луна воспринимает спокойно: «Я стала взрослее. Раньше я все делала интуитивно, а сейчас - более профессионально. Сначала я все хотела делать сама: мне казалось, если появится команда, нарушится моя эстетика; я думала, что нельзя снимать коммерческие клипы, потому что потеряется душа Луны. За этот год я поняла, что команда нужна: она только помогает подчеркнуть суть».
Кристина Бардаш родилась в 1990 году: девяностые - ее любимое время и источник ее вдохновения. Именно тогда играла любимая музыка Луны - Земфира, Анжелика Варум, Линда, оттуда родом ее привычка покупать аксессуары в секонд-хенде у метро Лесная: «Мы с мамой и сестрой можем часами там копаться!» В этом сезоне девяностые - главный тренд, но Бардаш не нужно делать усилий, чтобы быть в тренде: она в этом выросла. «Девочки в лагере любили Бритни Спирс, а я пела Наталью Власову: «Я у твои-и-их но-о-ог, спасибо не говори-и-и...» Помнишь? Я всегда любила слезливую музыку, а еще Земфиру и "Тату"».
В детстве Кристина, которая сегодня на концертах мастерски миксует ботфорты MM6 by Maison Margiela с джинсовыми шортами, купленными в секонд-хенде, как и большинство девочек, любила все яркое. Заработав первые деньги, поехала в Детский мир на Дарнице и купила турецкий розовый костюм. «Мои родители были модниками и многое отдали бы за джинсы Levi’s и трикотаж Lacoste, и папа, увидев меня в этом костюмчике, сильно ругался - мол, ну что за турецкий ширпотреб ты выбрала?» Сейчас Кристина исправилась: носит Opening Ceremony, Maison Margiela и украинских дизайнеров - Ксению Шнайдер, Антона Белинского. А еще мечтает, чтобы костюм для клипа ей сделал Демна Гвасалия, креативный директор Balenciaga и дизайнер Vetements. «Напишу ему письмо», - кокетничает Кристина.
У дизайнера и певицы много общего: оба любят нормкор, слушают Земфиру и вдохновляются новым поколением городской молодежи: Луна - в Киеве, Гвасалия - в Париже. Гвасалия любит проводить показы в необычных местах - например, в гей-клубе или дешевом китайском ресторане, а Луна в таких же неожиданных местах снимает клипы. Когда нужно сосредоточиться, она садится в машину - и меняет образцовые Липки, где живет с мужем и четырехлетним сыном Жорой, на Харьковский массив, где находится квартира ее мамы. Здесь, в спальном районе, застроенном в начале девяностых унылыми серыми коробками, Луна уединяется и сочиняет тексты. Здесь же, во дворе на Харьковском массиве, осенью 2015 года она сняла один из первых своих клипов - видео на песню «Осень».
«Однажды я приехала к маме, взяла маленькую японскую камеру, надела пижамные шорты, свитер, найденный у мамы, сверху набросила любимый рыжий плащ - и решила, что прямо во дворе сниму клип. Жора плакал, не хотел идти в сад, и я взяла его с собой. Людей почти не было, поэтому сын не стеснялся и у нас вышли классные кадры: мы танцевали, обнимались. В какой-то момент он устал, заплакал - и мы ушли домой». Через пару дней Кристина показала видео мужу, и тот, увидев кадры с плачущим ребенком и танцующей в пустом дворе Луной, разглядел хит. «Иди монтируй», - сказал он. Кристина отправила мужа гулять с сыном, и за два часа сделала клип. За несколько дней «Осень» взорвала украинский YouTube, набрав десятки тысяч просмотров, а пользователи развернули под видео целую дискуссию на тему, чего в Луне больше - ранней Земфиры или поздней Линды.
Успех объяснить просто: у Луны искренняя история. «Знаете, как я начала сочинять песни? Мы разошлись с мужем, и за полгода я написала песен тридцать - они просто лились». (Позже эти песни вошли в альбом «Ма-гни-ты».) Долгое время тексты лежали в столе, а уже после примирения с мужем Кристина как-то раз пришла в гости к друзьям и начала под гитару «рифмовать на ходу какие-то строки». «Компания была душевная, и друзья сказали: «У тебя получается!» Бардаш вспомнила, что в музыкальной школе ей поставили второе сопрано, пришла в студию и записала свою любимую песню - «Давай забудем все» Анжелики Варум. «Было так страшно, что я даже не рискнула спеть в «минус» - пела в ее голос, потому что боялась сама держать мелодию».
Сейчас она не боится своего голоса, но все так же оберегает свой мир от случайных людей. Например, клипы ей снимает младшая сестра Алина: «Она чувствует мою эстетику, и это главное, а техническим тонкостям я ее обучила». Эстетика Луны - это крупные планы, зернистая картинка, нарочито примитивные тексты, эротика («В клипе «Расстояния» я танцую в трусах. Муж увидел, позвонил и попросил убрать этот кадр: «Не хочу, чтобы твоя попа была на весь экран»). Луна производит впечатление DIY-проекта, но при этом за ней стоит влиятельный продюсерский центр. Как это сочетается? «Мы с Юрой - суперкоманда. Он меня поддерживает: помогает снимать видео, собирать нужную команду, договаривается, чтобы на моих выступлениях была охрана. Вот и все продюсирование. Что касается творчества, то он не сделал ни одной правки в нашем альбоме «Ма-гни-ты».
В октябре-ноябре Луна сыграет несколько больших концертов - в Киеве, Тель-Авиве, Риге и Москве. Бардаш немного удивлена свалившейся на нее популярностью, но признается, что это не повод для самолюбования, а скорее мотив поработать. «Мы репетируем три раза в неделю, а я еще и дома каждый день, когда Юра уходит на работу, а Жора в садике».
После интервью в «Косатке» мы направляемся в Дом художника, где репетируют Луна и ее музыканты - два гитариста и барабанщик. Музыканты хохочут: на ноутбуке Кристина показывает им нарезку кадров из советского фильма «Карнавал» с Ириной Муравьевой, где ее героиня поет знаменитую песню «Позвони мне, позвони». «Обожаю эту песню. Давайте сделаем ремикс?» - улыбается Бардаш.
Текст: Дарья Слободяник
Стиль: Julie Pelipas