Новости и события » Культура » Что нужно знать о перформансе Маши Куликовской "Невидимая. Удобная. Тихая"

Что нужно знать о перформансе Маши Куликовской "Невидимая. Удобная. Тихая"

Что нужно знать о перформансе Маши Куликовской "Невидимая. Удобная. Тихая"

25 июля в отеле Bursa журнал Vogue UA презентовал арт-номер. Главным перформансом вечера стал проект Маши Куликовской - одной из героинь этого номера, смелой, радикальной и одновременно очень женственной и нежной художницы. Маша назвала его "Невидимая, удобная, тихая", но по иронии судьбы этот перформанс стал видимым и неудобным для большинства его увидевших.

О том, как проходил перформанс, можно посмотреть в видео, а Маша Куликовская тем временем рассказала Vogue.ua, как придумала этот проект, и что он для нее значит.

«Искусство, художница, женщина - это красиво, но и опасно, в первую очередь для нее. Она все еще должна быть тихой и спокойной, удобной и красивой, незаметно украшать, как и искусство, все еще оставаясь декорацией. Я протестую!

Этот перформанс о самоисключении, о страхе быть невидимой и незаметной и вместе с тем о некомфортности и страданиях быть у всех на виду, оставаясь бесконечным объектом оценивания и обсуждения. Вроде бы нельзя быть дерзкой и строптивой, но вместе с тем уже не модно быть милой и доброй. Получается, ты всегда неидеальна и должна быть тихой и безропотной, чтобы достичь своей цели - комфортного существования красивого объекта.

За последний год с моим телом происходят постоянные изменения и трансформации из-за сложной болезни. Виной всему стресс, депрессия, переутомленность и патриархат. Да-да, патриархат тоже - как манипуляции и психологическое давление, домашнее насилие и страх рассказать о нем, боясь потерять хоть какое-то место в обществе.

И я решила протестовать.

Зимой 2016 года я попала на выставку Франчески Вудман в музее современного искусства в шведском городе Мальмо. Тогда я как раз боролась с одолевавшей меня депрессией - я пребывала в ней уже два года из-за невозможности возвращения домой, в Крым, из-за сложности выбранного пути и, конечно, же из-за проблем в личной жизни, связанной во многом с моей профессией. На выставке я увидела очень тонкие, нежные и вместе с тем мощные фотографии хрупкой девушки, покончившей с собой в 23 года из-за непринятия обществом ее искусства. И вот, спустя пол века, Франческу Вудман открывают и представляют миру как нечто новое, ультрарадикальное, современное и актуальное.

Я бродила по залам выставки и мне было больно. Наблюдая за зрителями вокруг, понимала, что большинство пришли просто поглазеть на очередное страдание, эпатаж, обнаженное тело. Мне хотелось спрятаться - и я залезла под лавку, на которой сидели люди, рассуждающие о своих житейских проблемах.

На меня никто не обратил внимания.

И вот тогда у меня родилась идея нового перформанса: во время своей будущей выставки сделать в пространстве галереи двойной пол, под поверхностью которого я бы находилась на протяжении всей выставки, и не предупреждать зрителей об этом. Они бы приходили смотреть мои скульптуры, но и не подозревали бы о том, что я нахожусь где-то под их ногами, что они непроизвольно наступают на меня и ходят по мне.

Ни одна галерея, которой предлагала эту идею, не поддержала меня. Однажды я решилась рассказать о своей мечте редакции Vogue Ukraine - и мы рискнули.

Правда, построить двойной пол в галерее Bursa не удалось из-за технических моментов, и переиграв, мы построили лавку для сидения, в которой я находилась в течении всего вечера во время презентации арт-номера Vogue UA.

Поначалу было очень странно - хотелось бросить все и присоединиться к людям, посмотреть кто же там выступает из музыкантов, но вместе с этим я была рада, что присутствую на открытии и одновременно как бы не присутствую. Я боюсь публичных мероприятий и часто волнуюсь, когда рядом много людей. В этом перформансе я получала удовольствие от того, что могу присутствовать со всеми рядом, но оставаться в зоне своего комфорта.

Физически было непросто: у меня постоянно затекал затылок, плечи, я хотела согнуть ноги в коленках. В дырках для воздуха мне не удавалось рассмотреть ничего, сколько не пыталась. Несколько раз одолевали страхи, паника и вопрос: «Что я здесь делаю? Зачем пропускаю весь праздник жизни? Кому это нужно?».

И вдруг рядом я услышала очень звонкий мужской голос: «Маша, мы вернем вам Крым! Обещаю». Это сказал один из гостей выставки, который, видимо, хорошо знал, чем я занимаюсь. У меня тут же покатились слезы, мне стало жаль себя и многих людей вокруг, лишившихся дома, возможности общаться с родными. Я стала вспоминать все потери, депрессию последних 4 лет, ужасы войны и оккупации. Я лежала и плакала. Мое желание вылезти из коробочки самоисключения и заявить о своем голосе нарастало, духота подвального помещения, сырость и испарения воды из моих мыльных скульптур - все это меня раздражало, и я начала прислушиваться к словам людей. Когда кто-то понимал, что я там, я радовалась и вдруг начинала чувствовать их поддержку и заботу. Гости обсуждали между собой, что волнуются обо мне.

Когда я выползала из коробки, то вокруг скульптур было много людей, и был Веня Брыкалин, стилист и редактор Vogue UA, который поддержал меня взглядом, как будто чувствуя, что я стеснялась. У меня кружилась голова, но взгляд Вени дал мне сильнейший импульс. Только потом я увидела, что вокруг было много красивых людей. Они смотрели на меня нежно и дружелюбно - казалось, вместе со мной они только что вылезли из коробки...

Что нужно знать о перформансе Маши Куликовской "Невидимая. Удобная. Тихая"

Что нужно знать о перформансе Маши Куликовской "Невидимая. Удобная. Тихая"

Что нужно знать о перформансе Маши Куликовской "Невидимая. Удобная. Тихая"

Что нужно знать о перформансе Маши Куликовской "Невидимая. Удобная. Тихая"

Что нужно знать о перформансе Маши Куликовской "Невидимая. Удобная. Тихая"


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх