Закарпатский фотограф в ЭКСКЛЮЗИВном интервью рассказал о работе у Президента (ФОТО)
В рамках рубрики «Это как вообще» мы выясняем, как разнообразные события и процессы выглядят изнутри. На этот раз фотограф президента Украины Михаил Палинчак рассказал Platfor.ma о том, как попадают на работу к главе государства, какая съемка была самой тяжелой и том, чему учит такая должность.
В 2007 году отец подарил мне первую мыльницу, и я начал фотографировать все подряд: близких, цветочки, жуков, какие-то пейзажи. В конце того же года стал снимать банальные жизненные сценки и незнакомых людей. Мой вкус воспитывался за просмотром цветной американской фотографии. Кардинально изменило отношение к творчеству знакомство с московским фотографом Дмитрием Музалевым в марте 2011 года, который снимает в жанре метафизической фотографии.
Я родился в семье фотографа. Отец фотографировал в жанре ню и какое-то время работал репортером в областной газете "Новости Закарпатья". Вы помните, как раньше устраивали квартирники? Во время таких посиделок в родительском доме коллеги отца рассматривали большие отпечатки, разложенные по полу. В этой обстановке прошло все детство, но я никогда не думал, что фотография станет моей профессией – особенно после экономического образования и 8 лет опыта работы в банковской сфере.
В июле прошлого года мне позвонили из пресс-службы президента и предложили работу. Пришлось перекраивать свое экономическое резюме на фотографическое. Им был нужен еще один фотограф с новым, нестандартным взглядом. Жена одного из сотрудников увлекается фотографией и видела мои снимки.
Я решил рискнуть, особо не понимая куда иду и что буду снимать. Как можно на таких мероприятиях снимать "свою" фотографию?
В администрации не было архива фотографий, и я не знаю, что снимал прошлый фотограф, кроме того, что видел в прессе. Это все никак не каталогизируется и не сохраняется на систематическом уровне. Когда я пришел, предложил создать flickr–страничку президента для архива.
За этот год я побывал в разных столицах мира, но не увидел ничего из того, что видит обычный турист. Я фотографировал в Овальном кабинете, Елисейском дворце, на Генеральной ассамблее ООН. Это важные места, в которых пишется история, и действительно круто иметь возможность присутствовать, видеть и запечатлеть.
У нас расписан каждый день, в том числе и выходные. Мы можем оставаться до двух часов ночи на работе, переночевать в администрации, если ранний вылет. Самая показательная история случилась с нами в дни договоренностей "Минск-2". Это был трехдневный марафон с перерывом на сон в несколько часов и маршрутом Киев-Краматорск-Киев-Минск-Брюссель-Киев.
Цензуры нет. Каждый фотограф сам решает, какие кадры из отснятого лучше, что отправлять на сайт президента и в информационные агентства. Всегда есть задачи, которые перед тобой ставят коллеги, редактор сайта и журналисты: снять портрет, средний и общий планы. Наше преимущество в том, что если пресса работает только из отдельного сектора, то "личники" могут снимать откуда угодно, главное не забывать, что ты не один и не мешать коллегам.
Самая сложная съемка в эмоциональном и техническом плане для меня состоялась на военном аэродроме в Василькове под Киевом, где президент 27 декабря 2014 года встречал освобожденных из плена украинских военнослужащих. Была кромешная тьма в шесть утра, света совершенно не было. Я видел лица измученных людей. Это тяжело.
Не сказал бы, что после Майдана уровень отечественной документальной фотографии серьезно вырос. Новостная репортажная у нас на том же уровне, а документальная - слишком традиционная, она отстает от европейской и американской. Главные документальные фотографы в стране снимают людей на документы. Мы же работаем как наблюдатели, как летописцы в старые времена. В документальной и репортажной съемке фотограф ничего не меняет.
Что я понял благодаря работе фотографа президента за этот год? Научился ничего не ожидать. Как бы ты себе ни планировал, что бы ни делал, все равно будет по-другому. Даже если ты едешь десятый раз на одно и то же место, все будет по-другому.