Слон и моська: Синод РПЦ в Минске как проявление бессильной злобы русских
Автор Без Табу объясняет, почему исход противостояния Москвы и Константинополя уже предсказуем и структурное подразделение ФСБ в этом случает напоминает моську из басни Крылова.
События последних дней явно дают понять, что в Кремле заседают персонажи без тормозов, не умеющие вовремя сказать «стоп». В ситуации, когда лучше было примириться с потерей церковного и не только влияния на Украину, дабы не усугублять свое плачевное положение, путинская клика, напротив, пытается рвать и метать. Получается неэффективно и самоубийственно, но ничего другого там делать не умеют.
Экстренно созванный 15 октября в столице Беларуси Синод РПЦ - ярчайший пример переоценки собственных сил отдельно взятым государством. Да-да, именно государством, поскольку все до единого противники предоставления Украинской церкви автокефалии утверждают, что это вопрос не религиозный, а политический. Кое-кому в Москве почему-то кажется, что можно по-прежнему топнуть ножкой, пригрозить перекрытием газонефтедолларового потока, после чего проблема рассосется сама собой. Но на дворе уже далеко не 2008 год, и номер этот не проходит.
Символично, что совещание «агентов в рясах» прошло именно в Минске. РФ таким образом в очередной раз демонстрирует миру белорусское послушание на контрасте с «раскольниками из Киева». К демонстрации этой даже Александр Лукашенко на права «православного атеиста» подключился: все это, мол, неправильно и болезненно, УПЦ от РПЦ отделять нельзя. Конечно, болезненно, если тебе то ли с целью шантажа, то ли для удара по соседскому рынку нефтепродуктов прекращают поставлять топливо. Тут уж прогибайся, не прогибайся - сопутствующий ущерб все равно будет, и немаленький.
Символично также, что задекларированная «независимость» так называемой УПЦ МП от московских кураторов на поверку оказалась несуществующей. Глава украинского «подразделения» Онуфрий по первому зову «агента Гундяева» помчался в столицу Беларуси, прихватив за компанию митрополита Запорожского Луку. Того самого, который не брезгует использованием титушек не столько для защиты, сколько для демонстрации силы и безнаказанности. Могли бы при желании делегацию и побольше собрать, но двоих для показательности хватило.
Однако важнее всего то, что Москва решила пойти не просто на разрыв евхаристического сообщения, а на открытую конфронтацию с Константинополем. И главной целью тут стоит считать вовсе не самоизоляцию - подданные перетерпели семьдесят лет официального безбожия, раздельные богослужения тем более перетерпят. По большому счету, это напоминает ва-банк на зеро, выпадавшее в последний раз бог знает когда. И даже Лукашенко здесь отчасти прав, говоря об ударе по всему православию. Разве что наносит этот удар не Киев, как утверждает президент РБ, а Кремль.
Для завершения процесса раскола, правда, необходимо созвать представителей всех 15 патриархатов православной церкви. И вот тут могут начаться настоящие политические шахматы. Украина - далеко не единственная спорная территория с точки зрения сферы влияния РПЦ. На Молдову, к примеру, по понятным причинам претендует Румынская православная церковь. И если патриарх всея Румынии Даниил не будет согласен с мнением РФ по автокефалии для Украины, то он вместе с немалой паствой чуть ли не автоматически попадает под возведенную изначально на Константинополь анафему.
Вот только дело в том, что РПЦ по состоянию на 2018 год не располагает ни каноничным статусом, ни достаточным числом рычагов влияния на остальной православный мир. Теоретически полное право взбрыкнуть имеет даже БПЦ, которая вчера полностью поддержала «агентов в рясах». На момент получения Москвой права управления Киевской метрополией в 1686 году в ее состав в том числе входили белорусские территории. А сейчас, когда Томос у русских отозван, можно было бы послать Гундяева сотоварищи далеко и прямо. На практике это почти невозможно, так как РФ зажала Беларусь словно анаконда. Но вышеупомянутые румыны аналогичным образом молдавскую карту разыграть вполне могут. И это еще никто не затрагивает неактуальные пока вопросы вроде принадлежности автономных православных церквей в Китае и Японии.
Важно отметить, что аргументы Москвы выглядят какими-то детсадовскими. Особенно заявление о том, что дела семнадцатого века пересмотру не подлежат, поскольку механизм отзыва Томоса там не предусмотрен. Цитатами полумифических писем двадцатилетней давности от Варфоломея, якобы поддержавшего анафему для Филарета, никого тем более не удивишь и не напугаешь: даже если РПЦ решится их обнародовать, то с большой долей вероятности они окажутся подделками с Лубянки. При идеальном стечении обстоятельств государство-агрессор сможет ненадолго перевести конфликт в подвешенное состояние, но масло Аннушка уже пролила, а трамвай на подходе. Как бы не пришлось по итогу возвращаться к старообрядчеству (староверы, к слову, и отделились когда-то из-за недовольством по поводу игры РПЦ по правилам Вселенского патриархата, стремившегося модернихировать восточную ветвь христианства).
Официально, конечно, РФ объявила религиозную войну лишь Константинополю. Но большинство других православных церквей поддержат явно не структурное подразделение российских спецслужб, а «Второй Рим». Это даже не политика, а отчасти еще и бизнес, ведь лучше вести дела с цивилизованными людьми, чем с варварами, не так ли?