5 лучших фильмов Ридли Скотта
30 ноября легендарному Ридли Скотту исполняется 81 год. Он начал карьеру на BBC в 1960-е годы, но первый полнометражный художественный фильм снял только в 40 лет. Его талант - создавать другие миры: попав в них однажды, зритель не забудет их никогда. В день рождения режиссера вспоминает 5 лучших фильмов Ридли Скотта.
В конце 70-х на волне успеха "Звездных войн" Ридли Скотт, к этому времени уже опытный режиссер рекламы и сериалов, обратился к жанру сай-фай. Так родился "Чужой" - пожалуй, самый известный фильм режиссера наряду с "Бегущим по лезвию". Главным персонажем в ленте, где команда космического корабля сталкивается с жутким монстром, была девушка, офицер Рипли - Ридли Скотт пошел на это вопреки расхожей традиции делать в научно-фатастическом кино главными героями мужчин. Ее сыграла Сигурни Уивер, для которой "Чужой" стал первой главной ролью и картиной, определившей всю карьеру. "Чужой" стал вторым художественным фильмом Ридли Скотта и сразу заявил о том, чем буду славится этот режиссер: яркая, богатый визуальный язык, невероятный дизайн костюмов и декораций и музыка, пронизывающая насквозь.
Ридли Скотт снял "Бегущего по лезвию" в 1982 году. Его увлек макабрический роман Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?", в котором офицер полиции Рик Декард охотится на андроидов - роботов, идентичных людям. Роман хотел экранизировать Мартин Скорсезе, но в итоге отказался. На главную роль - офицера Рика Декарда - нужна была звезда, и Скотт пригласил Харрисона Форда, который на тот момент уже снялся в двух частях "Звездных войн" и первой части "Индианы Джонса". В интервью после съемок Форд не раз повторял, что "Бегущий по лезвию" - далеко не самый любимый его фильм, а работа была омрачена постоянными спорами с режиссером. "Бегущий по лезвию" провалился в прокате, но cтал выдающимся фильмом столетия - и визуальным прототипом для десятка блокбастеров будущего, от "Матрицы" до "Бэтмена" и "Пятого элемента". Построить фантастический мир, замешанный на нуаре и киберпанке, Ридли Скотту помогли художник и футурист Сид Мид, с которым они вместе создавали "Чужого", и греческий композитор Вангелис, один из первых электронных композиторов в мире.
О том, что ему подвластны любые жанры, Ридли Скотт доказал в 1991 году, сняв роуд-муви "Тельма и Луиза". И подарив миру отличный актерский дуэт - Сьюзан Сарандон и Джины Дэвис. Их героини Луиза (официантка) и Тельма (домохозяйка, страдающая от грубости мужа-тирана) отправляются в путешествие в горы, но попадают в передрягу и совершают парочку преступлений по дороге. Роскошны в этом фильме не только актрисы, музыка Ханса Циммера и юмор (фильм получил "Оскар" за лучший сценарий), но и молодой, невероятно стройный и скромный Брэд Питт в роли "ковбоя", ищущего приключений.
В 2000 году Ридли Скотт вернул интерес к большому историческому кино, сняв "Гладиатор". Фильм с Расселом Кроу в роли гладиатора Максимуса получил 11 номинаций на "Оскар", и - пять статуэток в итоге. Рассел Кроу сыграл настолько мощно, что получил "Оскар" за главную мужскую роль. Ходят слухи, что Ридли Скотт хочет повторить успех и работает над второй частью "Гладиатора" - правда, без Рассела Кроу.
Насколько бы головокружительным, масштабным и фантастическим не был очередной фильм Ридли Скотта, он всегда рассказывает о человеке, зачастую одиноком и ищущем. Таков герой "Марсианина" - астронавт Мару Уотни, который вопреки здравому смыслу умудряется выжить на Марсе, где его случанйо оставили коллеги по экспедиции. С таким сюжетом фильм мог бы быть бесконечно драматичным, но в итоге оказался очень смешным, человечным и изобретательным. Перед съемками Ридли Скотт изучил все возможности существующей на тот момент компьютерной графики, но большая часть съемок прошла на натуре - в удивительной пустыне Вади-Рам в Иордании.