Новости и события » Культура » Почему "Фаворитку" Йоргоса Лантимоса обязательно нужно посмотреть

Почему "Фаворитку" Йоргоса Лантимоса обязательно нужно посмотреть

Почему "Фаворитку" Йоргоса Лантимоса обязательно нужно посмотреть

3 января в прокат выходит «Фаворитка» - новый фильм Йоргоса Лантимоса, эпатажного греческого режиссера с голливудской пропиской.

Йоргос Лантимос давно вошел в фестивальную номенклатуру: вот уже почти десять лет его делят между собой Канны и Венеция. «Фаворитка» досталась последней. Фильм получил там Гран-при, а Оливия Колман, сыгравшая королеву Анну, - трофей за лучшую женскую роль. Да-да. Грек Лантимос снял костюмную историю из жизни английского королевского двора начала XVIII века - опять с американскими актерами, но впервые по чужому (дико смешному) сценарию.

Тоскующая на троне Анна не понимает, что ей делать с собой (у королевы целый ворох болячек) и с войной (Англия сражается за испанское наследство). Если кому и можно излить душу, так это герцогине Мальборо (Рэйчел Вайс), которая приходится Анне не только ближайшей подругой, но и, очевидно, тайной любовницей - и является серым кардиналом королевства.

Радость правления герцогини заканчивается с приездом ее бедной родственницы (Эмма Стоун), которую Мальборо сперва отправляет на кухню, а затем из барской милости неосторожно приближает к себе и ко двору. Играющая здесь королеву Оливия Колман увезла из Венеции приз «За лучшую женскую роль». Хотя главной фавориткой в этой номинации всю дорогу считалась Эмма Стоун, которая сыграла, вероятно, свою лучшую в карьере роль - молодой выскочки, которая по трупам движется с королевского камбуза к самому трону.

Лантимос в «Фаворитке» издевается над культурой костюмных драм, травестируя сюжет кубриковского «Барри Линдона» и подмигивая ленте «Все о Еве» Джозефа Манкевича. «Фаворитка» в сотни раз ядовитее и смешнее (Стоун пикируется с Рэйчел Вайс так, что от хохота можно выпасть из кресла) «Лобстера» с «... оленем», его предыдущих фильмов, но такая же механичная. Порой слышен звук шестеренок лантимосовой машинерии. Это звук бессмысленности человеческого существования - темы, лежащей в основе почти всех фильмов греческого режиссера, кто бы в них ни играл - греки ли Христос Стергиоглу и Мишель Вэлли или голливудские небожители Николь Кидман с Колином Фарреллом, герои которых интересуются лишь способами преодоления зеленой тоски повседневного бытия.

Этот тематический камень Лантимос заложил еще в своем дебютном фильме «Кинетта», где несколько человек в крохотном приморском захолустье разыгрывают со всем натурализмом сцены преступлений. Инсценировка чужой смерти становится для них способом, позволяющим почувствовать жизнь настоящую, неподдельную, какой у них никогда не было. Абсурдный реализм здесь строится на умении всматриваться в детали и подробности обыденности - так, что привычная для героев вялотекущая жизнь взрывает своей абсурдностью зрительское сознание.

Так было и в «Клыке» - фильме, который рассказывает о несчастьях одной греческой семьи, где родители растят троих своих полоумных детей в очень герметичном мирке, окруженном забором в полтора человеческих роста, с бассейном и лужайкой, но без права какого-либо контакта с внешним миром.

Лантимос бежал из родной Греции, примерно как его дети из «Клыка». Бежал не потому, что не любит родину, а потому, что очень хотел в этот внешний большой мир. Хотел снимать. Беда в том, что в Греции это почти невозможно: нет ни бюджета, ни, что самое главное, социального запроса на национальное кино. Автору не помог даже фестивальный успех «Клыка» в Каннах и «Альп» в Венеции.

В «Альпах» у Лантимоса есть несколько комических сцен, в которых герои бряцают именами Джуда Лоу, Моргана Фримена и других. Сцены эти очень смешные даже тогда, когда в них герои говорят с людьми, находящимися при смерти. По Лантимосу, это форма нового универсального языка. Ведь условный Брэд Питт означает одно и то же для людей в разных концах земного шара, какие бы взгляды они ни исповедовали.

Фаворитка» - новая страница в биографии Лантимоса. Во-первых, потому, что он никогда прежде не снимал по абсолютно чужому сценарию. А во-вторых, потому, что здесь пришлось обживать исторические декорации. Тем не менее это очень современная черная комедия, неакадемическое кино эпохи женской борьбы за права, нарциссического блогерского бума и триумфа социальных сетей. Это посттрадиционное кино.

Но вот забавный парадокс: аргументацию и Лантимос, и его экранные герои по-прежнему черпают из классической культуры. Ее отстранение обжигающе злым и одновременно смешным текстом и таким же контекстом (двор напоминает какой-то психоделический вертеп с гусиными бегами и со снующими по королевской спальне кроликами) дает сокрушительный результат. Это, конечно, очень характерное кино Лантимоса - со свойственной автору мизантропией и совсем не свойственной ему гендерной сатирой.

Текст: Андрей Алферов.

Почему "Фаворитку" Йоргоса Лантимоса обязательно нужно посмотреть

Почему "Фаворитку" Йоргоса Лантимоса обязательно нужно посмотреть

Почему "Фаворитку" Йоргоса Лантимоса обязательно нужно посмотреть

Почему "Фаворитку" Йоргоса Лантимоса обязательно нужно посмотреть

Почему "Фаворитку" Йоргоса Лантимоса обязательно нужно посмотреть

Почему "Фаворитку" Йоргоса Лантимоса обязательно нужно посмотреть

Венеция


Сучасні та економічні методи зведення будівель

Сучасні та економічні методи зведення будівель

У сучасному будівництві швидкість, економічність та універсальність є ключовими факторами при виборі технологій і матеріалів. Швидкомонтовані сталеві будівлі повністю відповідають цим вимогам, завдяки чому вони набувають великої популярності у різних сферах...

сегодня 10:39

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх