Все, что нужно знать о выставке фотографа Роберта Мэпплторпа
Одна из главных выставок года - ретроспектива Роберта Мэпплторпа, навсегда изменившего современную моду и фотографию, - открывается в нью-йорском музее Гуггенхайма 25 января.
Первым человеком, которого сфотографировал 24-летний Роберт Мэпплторп на свой поляроид, была Патти Смит. Поляроид, собственно, был не его - они одолжили камеру у подруги Сэнди, вместе с которой жили и тусовались в знаменитом нью-йоркском отеле «Челси» в конце 60-х - начале 70-х. Именно Патти, будущая панк-звезда, подтолкнула Мэпплторпа к фотографии. Накануне он в очередной раз стащил в книжном магазине дорогой порнографический журнал, чтобы использовать фото из него для своих коллажей и инсталляций. «Тебе не нужны чужие фото, ты должен фотографировать сам», - сказала Смит. Позже она опишет это время в книге «Просто дети» - лучшей биографии фотографа и художника Роберта Мэпплторпа, которую только можно найти.
Вторым человеком, которого сфотографировал Роберт, был он сам. Когда после его смерти в 1989-м появился фонд имени Мэпплторпа и был наведен порядок в его архивах, выяснилось, что чаще, чем Патти Смит, фотограф снимал только себя.
25 января в музее Гуггенхайма открывается большая ретроспектива фотографа. Ее подготовили к 30-летию со дня его смерти. Здесь сегодня находится самая большая публичная коллекция его фотографий - 200 снимков, полученных в 1993 году от фонда Мэпплторпа.
Выставку разделили на две части. Первая погружает в 1970-е - время, иконой которого был и сам Роберт, и его муза Патти Смит. Первые поляроиды и коллажи, заказы для Esquire и Time, портреты друзей - Деборы Харрис, Энди Уорхола, позже - Ричарда Гира и Арнольда Шварценеггера, хроники нью-йоркской БДСМ-тусовки. Одна из самых важных работ этого периода - обложка альбома Horses Патти Смит, который вышел в 1975-м. «К съемке мы почти не готовились. Я обещала Роберту надеть чистую белую рубашку, он - найти помещение», - пишет Смит в своей книге. Снимали в пентхаусе их друга Сэма Вагстаффа на Гринвич-Виллидж: Патти Смит в белоснежной сорочке и накинутом на плечо любимом жакете, на фоне белой стены. Мэпплторп сделал 12 кадров, на 8-м сказал «есть!». Сегодня этот снимок - классика мировой фотографии и один из лучших женских портретов - находится в постоянной коллекции Tate.
Вторая часть выставки посвящена тем, на кого повлияло творчество Мэпплторпа. Это современные художники, в основном портретисты: Гленн Лигон, Кэтрин Опи и Ротими Фани-Кайоде. Список можно продолжить: влияние Мэпплторпа заметно в съемках Эди Слимана и Вилли Вандерперре, в стиле Шарлотты Генсбур и молодой певицы из Антверпена Сильвии Кройш. Материала наберется еще не на одну выставку - потому что, как писала Патти Смит, «о Роберте сказано много, а будет сказано еще больше».
Текст: Дарья Слободяник.