Новости и события » Культура » Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Житель Днепра Александр Карпов собрал уникальную коллекцию старинных настенных часов. Автору строк посчастливилось быть знакомым с этим удивительно разносторонним человеком уже с десяток лет.

В прошлом году мы рассказали о книге «Фантомы города Д», которую совместно создали Александр Карпов и историк, краевед Виктор Хохолев.

А сегодня мы представим еще одно интересное увлечение Александра Георгиевича - старинные настенные часы. Примечательна не только коллекция сама по себе, но и история, связанная с ее созданием.

Все начиналось с семейной реликвии...

- Вы помните, с чего начинался ваш интерес к старинным часам?

- Воспоминания о моем первом знакомстве с часами, с которых и началось это увлечение, относятся где-то к 1957-1959-ым годам. То есть, пролетело уже шестьдесят лет. Это - старинные настенные часы с боем и открытым маятником с тесненной фигурой Посейдона. Только спустя 15 лет, уже будучи студентом, я разобрался, что это настенные часы компании «Junghans Clockmaking» или просто «Junghans» (Унгханс, братья Унгханс, Юнгханс). Производство - Германия, раннее начало 20-ого века, тип часов - так называемый «недельник», в корпусе типа «купеческий» (художественно-оформительские излишества, переходящие в аляповатость). Часы - с маятником в стиле «модерн» и металлическим ажурным циферблатом желтого цвета. На механизме клеймо: «Восьмиугольная звезда» с надписью «Junghans»и цифры B09, что, согласно принятой маркировке, обозначает «второе полугодие 1909-ого года». Так что часы (исправные и «живые») в этом году отпразднуют свое 110-летие со дня рождения.

- Какая история у этих часов и этого предприятия?

- Они были выпущены на часовой фабрике в Шрамберге (горный массив Шварцвальд), основанной в 1861-ом году промышленником Эдгардом Юнгхансом (вместе с братом Якобом Целлер-Тоблером), - первоначально владельцем предприятия по производству соломенных шляп. Потом (после смерти владельца) к управлению компанией приступила его жена Луиза Юнгханс, а 1875-ом году управление компанией взяли на себя сыновья основателя - Эрхард младший и Артур. К 1903-ему компания «Объединенные часовые заводы Gebr. Junghans AG и Th. Haller AG, в Швеннингене» была самой крупной часовой компанией мира. На ней работало 3000 сотрудников. Но тогда эти дотошные подробности меня еще абсолютно не интересовали. Тогда мне, 4-летнему ребенку, часы представлялись просто маленьким сказочным домиком, гипнотизирующим громким тиканьем и хрипловатым боем, и оставили это воздействие на долгие годы. По сей день. Часы висели в большой гостиной комнате (по советски - «столовая») восстановленного после войны в 1949-ом году дома работников метизного завода по тогдашнему адресу пр.К.Маркса, 24 - сейчас пр. Д.Яворницкого, 42 (так называемый «Доходный дом Мовергоза»- трехэтажное здание, построенное в начале ХХ века, 1911-ый год). И появились в гостиной, согласно фотографии моего молодого отца из сбереженного мною семейного архива, не позднее 1949-ого года. В конце XIX века часы фирмы "Юнгханс" наводнили российский рынок. В основном это была недорогая, но качественная продукция, рассчитанная на потребителя среднего достатка.

- Известно, как они попали в вашу семью?

- Ни моему деду, ни моей бабушке они изначально принадлежать не могли. Оба они были выходцами из очень бедных, многодетных семей и прибыли в Днепропетровск в 1932-ом году из Севастополя, где дед Карпов Александр Лаврентьевич нес 4-х летнюю воинскую повинность кочегаром (старшина-краснофлотец) на крейсере «Червона Украина». По всей видимости, это был чей-то послевоенный подарок деду, который к этому времени был уже замдиректора трубопрокатного завода им. Карла Либкнехта. Очевидно, это был чей-то офицерский трофей, неожиданно ставший нашей семейной реликвией, а потом и основой моего небольшого, но многолетнего увлечения.

- Наверняка для привыкшей к аскетическому быту семьи часы представляли некий особо ценный элемент декора...

- Да, к ним относились с некоторым пиететом. Первым «смотрителем» часов стал мой отец Георгий, а после того, как он создал собственную семью, - его младшая сестра Тамара. Часы украшали большую гостиную до 1969 года, а потом захандрили, захромали. Пружину хода пережали. Она лопнула и, казалось, «Юнгханс» остановился навсегда. Так незаслуженно посчитали, а потому снесли часы в подвал, где они были мною случайно найдены, извлечены в 1974-ом году и отремонтированы у старого еврея-часовщика по фамилии Барух, проживающего в тогда еще не снесенном (после наводнения в июле 1977-ого года) реставрацией театра им. Т.Шевченко и формированием Театрального бульвара «Доходном доме Петрова» на тогдашней ул.Ленина,7. С тех пор, вот уже 45 лет «добрый Унгханс» сопровождает меня по жизни, кочует по разным квартирам и служит верой и правдой. Не как антиквариат, но как определитель времени. Достаточно точный. Работает по графику: «неделя через четыре». В остальные недели по такому же графику его заменяют «коллеги» по коллекции: «Schlenker-Kienzle»,«Mauthe», «GustavBecker» и екземпляр не установленного производителя (малого размера без клейм на корпусе и буквой «А» в маленькой звезде Давида на циферблате, по типу маятника, торговая марка«LeRoi a Paris»/«Король Парижа»). Не считая приобретенных по случаю настенных часов времен позднего СССР (начало 1980-х г. г.) марки «Jantar» производства Орловского часового завода в деревянных корпусах из карельской березы трех разных вариантов дизайна с маятниками закрытого типа.

«Король Парижа» родом... из Германии

- А какие из упомянутых часов первыми добавились к семейной реликвии?

- Первыми компанию «Унгхансу» в 2000-ом году составили настенные часы компании «Schlenker-Kienzle» («Кинзле», «Кинцле»), либо, как их иначе называют - «F.M.S.» («Мауте») под торговой маркой « LeRoi a Paris». Германия, корпус «модерн», «навершие» («надверхие», «корона», «кокошник») отсутствует, циферблат эмалированный, «недельник», приблизительно 1908-1910-ый год. Исходя из «отслеживания» истории этого экземпляра и источника его появления, с достаточной степенью вероятности можно утверждать, что находился он в Днепропетровске еще с дореволюционных Екатеринославских времен. Достался мне в рабочем, но крайне плачевном состоянии. Циферблат паялся, корпус полностью разбирался и реставрировался в мастерской исторического музея. Идут безупречно. У них простой надежный механизм.

- Что известно об этой марке часов?

- В конце XIX - начале XX века под такой престижной и популярной маркой как «LeRoi a Paris» («Король Парижа») выпускали настенные часы одновременно несколько немецких фабрик, крупнейшими из которых были «Shlenkler-Kienzle», «Yunghans», «F.M.S.» и «P.H.S.». Так под маркой «LeRoi a Paris» настенные часы известной немецкой часовой фабрики «F.M.S. - FriedrichMauthe, Schwenningen» (Фредерик Мауте из Швеннингена) ввозились в Царскую Россию в начале ХХ-ого века массово (хотя, скорее всего, не официально), поскольку зажиточные россияне хотели чего-то красивого с французским шармом, но с немецким высочайшем качеством. В связи с этим маркировка циферблатов надписью «Король Парижа» была удачным маркетинговым ходом немецких часовых фабрик, так как тогда в Европе и в царской России царила мода на все французское, на вещи из Парижа. Часы «LeRoi a Paris» относились к разряду недорогих и доступных широким слоям населения. По сути это были механические часы с пружинным заводом и с эмалевыми циферблатами, отдаленно напоминающие "Венские регуляторы" (дорогие часы высокого качества со строгими архитектурными контурами корпуса из эбенового дерева или самшита и четвертным и получасовым боем). На территорию Российской империи «LeRoi a Paris» поставлялись эшелонами, в том числе под видом запчастей, где их собирали в большом количестве в маленьких часовых мастерских и изготовляли на них корпуса различной формы (из отечественного сырья) по типовому родному дизайну из каталогов, либо с «национальными особенностями» типа вышеупомянутого «купеческого стиля». Маркировка торговой марки «LeRoi a Paris»(«Король Парижа») ставилась либо на белой эмали циферблата (в нижней части) либо на маятнике «R=A», где «A» и «R» означали соответственно «Avance» и «Retard». То есть, по-французски «вперед» и «назад»: регулировка хода.

- А имели ли немецкие часовщики выпускать продукцию с «парижским» названием? В наше время такую вольность быстро бы пресекли!..

- Французская марка «LeRoi a Paris» не была официально зарегистрирована в Германии, и предприимчивым немецким фабрикантам достаточно долго удавалось без последствий использовать имя знаменитой французской фирмы, существовавшей с конца XVIII века. Но 16-ого марта 1909-ого г. в международном патентном бюро в Лондоне немецкая часовая компания «Schlenker-Kienzle» официально зарегистрировала старинную торговую марку «LeRoi a Paris» на себя. С тех пор надпись «LeRoi a Paris» можно было встретить, как правило, только на настенных часах производства «Kienzle».

Сложился многоголосый ансамбль

- Очевидно, после это старинными часами вы уже увлеклись всерьез?

- Да, спустя некоторое время подборку старинных настенных часов дополнили необычайно приятного исполнения экземпляры «Mauthe» и «Gustav Becker», приобретенные в антикварном магазине Львова. Сложился «многоголосый квартет».

- В чем особенность этих часов? - Часы настенные марки «Mauthe» («Мауте») широко известной немецкой часовой фабрики «F.M.S. - Friedrich Mauthe, Schwenningen» (Фредерик Мауте из Швеннингена). Год выпуска по клейму - между 1902-ым и 1925-ым годами (механизм с прорезными платами). Состояние корпуса превосходное. Корпус модели «балкон». Очень богатый и интересный по исполнению. Боковые окна отсека корпуса для механизма открываются. Маятник закрытого типа в собственном отсеке корпуса. Крышка отсека открывается (скользит вниз по направляющим). Циферблат металлический медный. Цифры арабские с завитушками. Красивый тяжелый золоченый маятник. Литье декоративное с тремя лилиями.

- На клейме заметна нацистская свастика! Неужели ее ставили еще до прихода к власти Гитлера?

- Клеймо часов - это действительно «Орел с волнистыми крыльями» и буквами FMS в секторах круга. Но, вопреки распространенному мнению, логотип FMS c орлом не имеет никакого отношения к нацистской символике и появился много раньше соответствующего нацистского символа. Более того, немецкое правительство в 1930-е годы несколько раз обращалось к фирме FMS с официальными письмами, требуя изменить логотип, но тщетно.

- А что вам известно об истории этого производителя?

- Вот некоторые факты о компании Мауте с 1844-ого по 1976-ой годы. Фредерик Мауте (1822-1884) никогда не был часовщиком, он был торговцем. В 1844-ом году он вместе со своей женой Марией (в девичестве Кинцле, из той самой семьи Кинцле) открывает бакалейный магазин в своем родном городе Швеннинген, а уже в 1850-ом году, на волне популярности часового производства в Шварцвальде, организует лавку по продаже шварцвальдских настенных ходиков и запчастей к ним. В то же самое время начинает активно искать партнеров для создания своего часового предприятия. Первая фабрика Mauthe предствляла собой арендованное промышленное помещение с 10 рабочими, среди которых трудились два известных часовщика: Jakob Haller и Friedrich Walcher. Основным выпускаемым продуктом были механизмы и части для стенных часов. Новое фабричное здание было выстроено лишь в 1870-71-ом г. г., тогда же начинается выпуск корпусов и часов в стиле венских регуляторов, повторяющих модели фирмы «Lenzkirch». В 1876-ом году Фредерик отходит от дел, а руководство предприятием берут на себя его сыновья, Кристиан (1845-1909) и Джейкоб (1847-1915). К 1900-му году фабрика Mautheна считывает 1000 работников, а к 1930-ому году - 2000. Она производит 45000 часов в неделю и находится в пятерке крупнейших часовых производств мира! Компания пережила Вторую Мировую войну. К сожалению, часовой кризис 1970-х годов не пощадил никого, в 1976 году компания объявила банкротство и закрылась.

- Какие часы вы считаете самыми интересными в вашем собрании?

- Пожалуй, наиболее интересный по исполнению экземпляр коллекции - часы компании «Gustav Becker» («G.B.»,«Густав Беккер»). Это интерьерные часы (так называемый «GrossUhren»). Германия, начало 20-ого века, «недельник». Часы выполнены в модели «Silesia» в корпусе «Берлинер» с открытым маятником. По стилистике исполнения «эклектика» или, как еще называют, «историзм», либо по народному - «балкон». Корпус оригинальный каталожный, «навершие» («корона», «кокошник») присутствует. Маятник выполнен в стиле «модерн», что несколько диссонирует со стилистикой корпуса, но это нормальное явление для «G.B.» (они позволяли дилерам "мешать" корпуса и аксессуары по вкусу клиента). Циферблат металлический желтого цвета. Механизмы такого удешевленного типа (с прорезными платами) без серийного номера«G.B.» начал производить в 1909-ом году.

У «G.B.» было два типа механизмов. Первый, с цельно-точеными трибами (зубчатые колеса с малым числом зубьев), маркировался якорем «G.B.» и надписью «Silesia» и производились только на фабриках в г. Браунау (Braunau) в Богемии с 1909-ого по 1926-ой г.. Второй тип механизма имел цевочные трибы и производился на фабрике в г. Фрайбург (Freiburg) в Силезии (ныне Свободица, Польша) с 1912/13 по 1932-ой год. В 1932-ом г. и эта фабрика была закрыта. Такие механизмы, производимые в Фрайбурге, не имели надписи «Silesia» в логотипе под якорем. Судя по тому, что у имеющегося в «квартете часов» экземпляре механизм с надписью «Silesia», можно утверждать, что часы сделаны на фабрике в г. Браунау в период с 1909-ый по 1926-ой год. Фабрика в Австрийском Браунау-на-Инне (BraunauamInn), более известном как родина А. Гитлера, начала выпуск продукции на рубеже 1887-1888 г.

Но история часов «Gustav Becker» началась не в Браунау, а во Фрайбурге. В 1847-ом году, когда 28-летний Густав Беккер решил начать выпуск там высокоточных часов. Часовой мастер Густав Беккер родился в 1819-ом году в Силезии, исторически польской, а в то время прусской области в бассейне реки Одер. В 1837-ом году Беккер закончил часовую школу в родном регионе, а затем еще десять лет совершенствовал мастерство в часовой школе в Вене. В 1847-ом году он открыл свою собственную мастерскую при часовом магазинчике во Фрайбурге.

Германия была законодателем часовой моды

- В то время именно Германия считалась лучшим производителем настенных часов? Благодаря чему именно?

- Да, в XIX веке Германия считалась безоговорочным лидером в производстве интерьерных часов (так называемых «Gross Uhren»), оставив позади англичан и французов. Огромные фабрики в Баварии, Пруссии, и других регионах производили десятки и сотни тысяч деревянных коробов с механизмами, которые потом разлетались по всему миру благодаря удачно найденной немецкими часовщиками формуле «простота-качество-умеренная цена». Вторая мировая война и последующее разделение Германии на две части фактически убили часовое дело в восточных землях. Баварский регион Шварцвальд по прежнему поставляет всему миру крупногабаритные часы, а вот саксонским и прусским маркам пришлось надолго прервать свое развитие.

- А какое место в иерархии производителей занимало предприятие Беккера?

- В далеком 1848-ом году маленькая мастерская настенных Густава Беккера (формально считается, что это первая в Германии фабрика настенных часов) была устроена по типу венских, на которых еще с конца XVIII века производили так называемые "пенделовки"-настенные маятниковые часы (от французского Pendelue -«маятник»). Долгое время Беккер работал один, не имея возможности нанимать квалифицированных помощников, что было довольно трудно, поскольку производителю крупногабаритных часов приходилось совмещать стразу три профессии: краснодеревщика, часовщика и ювелира. С 1860-ого года часовое дело «Gustav Becker» начинает стремительно расти, и, начавшись с маленькой мастерской в городе Фрейбурге, в итоге к 1875 году превратилось в самую крупную часовую фабрику в Европе того времени. В этом же году кайзер Вильгельм выдал Беккеру именной сертификат на производство 300 000 часов. Густав Беккер становится почетным членом Королевского торгового общества.

Спустя пять лет, находясь в самом зените славы, Густав Беккер скончался. Марка осталась в семейном управлении, которое возглавил его сын мастер Пауль Беккер. В 1889-ом году компания сменила название на «Объединенную Фрайбургскую часовую мануфактуру», бывшую «Gustav Becker», и стала одним из крупнейших экспортеров германских больших часов на мировой рынок, в том числе и в Россию. А в 1926-ом году она вошла в альянс с еще одним известным производителем крупногабаритных часов «Junghans Clockmaking».С экземпляра часов этой марки (семейной реликвии) и начался наш рассказ.

Часы бьют только днем

- Когда вы наслаждаетесь боем вашей коллекции, соседи не стучат в стену?

- Многоголосьем коллекции можно насладиться только в дневное время. Ночью «квартет», тем более в сопровождении «орловских курантов», не выступает никогда. В противном случае, когда он исполняет «Полночь», его слышно в соседних квартирах на нескольких этажах, и тогда ему со всех сторон отвечает громкий «барабанный бой» в стены крайне недовольных разбуженных жильцов.

- Какими экземплярами вам хотелось бы еще пополнить это собрание старых часов?

- В семье деда был еще очень интересный и, к сожалению, не попавший ко мне экземпляр. Настольные часы «Весна» с боем Владимирского часового завода (ПО «Точмаш») - так называемые «Владимирские колонны». Ореховый корпус, стекло с фацетом, сталинский ампир. Массово выпускались с 1947 года. Удивительный по нежности бой. Завода хватало на две недели. Надеюсь когда-нибудь найти подобные часы...

Вот, пожалуй, и вся история. О людях, датах, часах и скоротечности времени...

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Хранитель времени

Германия


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх