Новости и события » Общество » Переаттестация экс-милиционеров: Полиция рискует остаться без лучших кадров

Переаттестация экс-милиционеров: Полиция рискует остаться без лучших кадров

Переаттестация экс-милиционеров: Полиция рискует остаться без лучших кадров

В Киеве и области процесс переаттестации экс-сотрудников милиции в самом разгаре. С какими проблемами, трудностями и несправедливостью столкнулись люди, проработавшие в милиции не один год, нам рассказали следователи, оперативники и бойцы батальонов МВД.

Сами милиционеры уверены: тесты, то есть первый этап переаттестации, не могут дать объективной оценки тому или иному сотруднику. Из-за отсутствия индивидуального подхода и невозможности руководителей отстаивать своих подчиненных полиция рискует остаться без опытных и ценных сотрудников. В первую очередь без людей, которые способны научить работать молодые кадры в весьма специфической сфере. Также без работы могут остаться сотрудники милиции, которые принимали непосредственное участие в АТО и доказали свою профпригодность не только во время раскрытия преступлений, но и свой патриотизм – участием в боевых действиях.

Суть проблемы

Переаттестация началась для экс-милиционеров с компьютерных тестов, за которыми следует этап собеседования. К собеседованию допускаются лишь те сотрудники, которые прошли тесты. Каждый экс-милиционер, который претендует на дальнейшую работу в полиции, должен пройти тест по логике и тест на знание законодательства, которые следуют один за другим. В каждом тесте по 60 вопросов, на которые дается 60 минут. Уже на этом этапе проходящие тест столкнулись с, мягко говоря, неожиданностью. Все дело в том, что максимально можно набрать 120 баллов, минимум 50, тогда есть допуск к следующему этапу. Если не добрал нужного количества баллов – увольнение.

"Минимально нужно набрать 25 и 25. Обязательно нужно набрать минимум 25 по логике и минимум 25 по законам. Изначально мы не видели этого приказа. Нас об этом не предупреждали. Мы подумали, что нужно набрать всего 50. Некоторые понабирали 60, 70 баллов. По логике один из сотрудников набрал 24 балла, а по законам – 40, получилось 64 балла, но все равно не прошел переаттестацию, потому что по одному тесту набрал на один балл меньше", - рассказывает следователь одного из райотделов Киева Александр, проходивший тесты.

Бездумная справедливость

По словам правоохранителей, проходивших тесты, вопросы в тестах действительно сложные. И на логику, и на знание законов. "Пример задачи: "Средний возраст Пети, Ани и Васи - 9 лет. Через сколько лет сумма их возрастов будет 39?". Как минимум, это нужно в голове разложить и посчитать. Или: "Переводчица закончит переводить в понедельник. Известно, что она каждый день переводит по 6 страниц. Если она переводит по 4 страницы в день, ей надо на 2 дня больше. В какой день она начала перевод?". За минуту это реально? И получается, что ты теряешься, бегаешь от одного вопроса к другому... По законам то же самое: вопрос сформулирован с такой заковыркой, что по смыслу может подходить 3 варианта из 4, а нужно выбрать тот вариант, который звучит точно так, как в законе, то есть мы, по сути, должны вызубрить. А разве зубрежка это признак ума? Мне нужно знать, где найти ту или иную статью, а не держать все это в голове. В голове у меня – как раскрыть убийство, грабеж", - рассказывает другой сотрудник органов внутренних дел Владимир.

Кроме того, опытные сотрудники уверены: тесты ориентированы на выпускников вузов. "Тесты на логику явно рассчитаны на студентов, на людей, которые только что выпустились из академии (Национальная академия Министерства внутренних дел Украины, - ред.), других вузов, а не на тех, которые просидели 20 лет в уголовном розыске. У нас есть товарищ, который только недавно окончил институт физкультуры, он эти задачи на раз-два щелкает, он законы наугад проклацал. А люди, которые работают в следствии или оперативных подразделениях по 15–20 лет, у них уже, естественно, мозг по-другому работает, и не потому, что они там взятки берут или они негодяи, а потому что у него мышление настроено на раскрытие убийств или экономических преступлений, или на поиск оружия. Чтобы это понимать, нужно видеть, как они работают, проводят допросы. Он ориентируется в том, в чем должен ориентироваться, и это явно не "у какого слона нет хобота" или "что общего между ежиком и молоком". Но они считают, что они объективно оценили", - говорит Александр.

Из дежурных - в начальники отдела

Переживают также и руководители подразделений: и за себя, и за своих подчиненных. При этом не скрывают, что есть разные сотрудники, в том числе те, которые вполне могут занять далеко не свое место. И такие выводы экс-милиционеры делают исходя из тестов и заявлений руководства.

Все дело в том, что есть несколько категорий тестов "А" и "Б". Одна из них проще – она для среднего звена, другая – для руководителей. Руководители, оперативники и следователи сдают логику и знание профильных законов, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный, закон про ОРД (оперативно розыскная деятельность, – ред.), а остальные – логику, знание Конституции, антикоррупционное законодательство и закон о полиции.

"У меня есть сотрудник, у него должность называется милиционер-водитель, а будет называться полицейский-водитель. Ему не нужно знать сроки производства ОРД, ему не надо знать, когда закрывают уголовное дело, ему нужно быть внимательным. Он проходит тест на логику и набирает более 30 баллов, на законах – 24, потому что они ему, по сути, не нужны, он ими не пользуется, максимум – закон о полиции и антикоррупционные законы. Но он проходит как оперативник и сдает и УПК, и КК, и прочие. Естественно, он не дотянул. Хотя ходят слухи по Киеву, что некоторые начальники райотделов понабирали по 10 баллов из 120, но они допущены к следующему этапу", - рассказывает Владимир.

В то же время, если подчиненный набирает больше баллов, чем начальник, он может претендовать на более высокий пост и даже на должность руководителя. "Допустим, я руководитель, у меня в отделе работают инспекторы. Я набрал хороший балл, выучил, вызубрил. Но сдает моя подчиненная инспектор, набирает в своей категории более легких вопросов больше, чем я. Разве это правильно? Если подчиненный претендует на должность начальника, то ему и тесты должны дать соответствующие. Вот и получается, что опера боевые понабирали по 48 баллов. А есть и такие прецеденты: дежурный одного из райотделов набрал 108 баллов. Это дело фарта, опять-таки, какая тебе категория сложности попадется. Так он что, теперь будущий начальник отдела? Он что, отвечал те же на вопросы, что и начальники? Неизвестно, будут ли такие ротации, может, это было сказано просто в воздух. Подход не понятен", - говорит Александр.

И тут же приводит другой пример: "Есть у меня в отделе сотрудник, абсолютно бестолковый, конфликтный и неуправляемый человек. Я давно хочу его выгнать, но он набрал нужное количество баллов, а другая сотрудница, которая умеет работать, перенервничала, потому что дома больной 5-месячный ребенок, и не сдала тесты. И получается, что у меня нет возможности ее защитить, и у нее нет возможности защитить себя, потому что к собеседованию она не допущена. А ситуации бывают разные, и подход должен быть индивидуальным".

Они сражались за Родину

Тесты стали еще одной большой проблемой для АТОшников, экс-милиционеров, которые ездили в АТО, и для бойцов батальонов МВД. Многие из них были просто не готовы к подобному по разным причинам: кто-то только вернулся, кого-то только отправляют, а кто-то и вовсе провел большую часть времени на востоке.

"АТОшники. Еще один мой коллега (он пробыл в АТО 2 месяца) получил участника боевых действий и набрал 48 баллов. Я готов голову положить на отсечение, что он переплюнет десятки других оперов и начальников. Он – боевой опер. Ему министр лично выдавал это удостоверение. А сейчас что? Спасибо, но мы тебя выгоняем за то, что не прошел переаттестацию. А бойцы батальонов МВД? Эти люди, в конце концов, доказали, что преданы Родине, но их все равно выгоняют, потому что не смогли добрать нужный по логике балл", - говорит Владимир.

Внезапно

Не обошлось и без сюрпризов. Совершенно неожиданно экс-милиционеры узнали, что в процессе переаттестации их ждет еще один сюрприз. "С понедельника (30 ноября, - ред.) начали обзванивать всех руководителей: срочно, тесты на благонадежность. Со вторника начали сдавать, хотя об этом не предупреждали, мы не знали. Это что-то типа полиграфа. Вначале говорили, что их будут сдавать только руководители, а оказалось, их будут сдавать все: и следователи, и оперативники. Мы уже шутим, что к Новому году придумают еще что-нибудь. Например, придется еще сдавать тесты на грузинском", - рассказал Владимир.

Нет худа без добра

"Об этом почему-то никто не говорит, но из райотделов уволили не только декретчиц. Уволили многих. Им заранее - еще до тестирования - сказали, что они не подходят. Их сократили, потому что ликвидирована милиция. И, действительно, были составлены списки бездельников. Например, числится в БЭПе, крутом подразделении, а на самом деле откомандирован в министерство или вообще по факту не работает. Их поувольняли, и это правильно. Но опять же, почему не фильтруют после этих тестов? Основная проблема в том, что нет индивидуального подхода. А он должен быть. Люди, которые 20 лет проработали, доказали опытом и на практике, что могут работать эффективно, они должны уйти, потому что сейчас время молодых, и мы делаем перезагрузку. Но надо же учитывать, что это не библиотека, где можно старых убрать, а новых набрать. Нужны люди с опытом, которые смогут научить молодых. А получается – перезагрузка, да. Старых убрали, новых поставили. У нас по негласным сведениям, из действующих останется максимум 20%. Так из этих тестов получается, что у нас останется инфиз?

Вместо послесловия

Глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе заявила, что на первом этапе переаттестации около 32% сотрудников ОВС не прошли. "Я бы сказала, что это успешно, и это революционный шаг, потому что мы где-то в пятницу заканчиваем уже первый этап аттестации, переаттестации. Это тестирование. И где-то около 12 тыс. человек, сотрудников, которые были назначены на временные должности, они уже прошли первый этап. До 28-го - Киев и Киевская область, уже мы закончим переаттестацию и будем знать, кто прошел, а кто - нет. Что касается статистики, то около 32% на первом этапе не прошли".

Татьяна Святенко

Елси вы планируете пойти в полицию, то ответы на задачи из текста такие:

Сумма возрастов Пети, Ани и Васи будет 39 через 4 года.

Переводчица начала перевод в пятницу.

У шахматного слона нет хобота.

И молоко, и ежик сворачиваются.


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх