Между "ДНР" и Украиной: Жить в "серой" зоне
Так на профессиональном сленге военных именуется территория, на которой нет солдат противоборствующих сторон, но зато зачастую продолжают оставаться мирные жители. В условиях гибридной войны на Донбассе, когда активные боевые действия перемежаются перемириями и пусть относительным, но все же прекращением режима огня, эти территории живут своей собственной жизнью. У одних эта жизнь напоминает жизнь перевалочной базы для контрабанды, у других - попытку наладить какой-то быт и сохранить частичку мира посреди то разгорающейся, то затихающей войны.
В списке из примерно десятка населенных пунктов, признанных ранее "серой" зоной спикером Генерального штаба Вооруженных сил Украины Владиславом Волошиным, входит и небольшое (около 4 тыс. жителей) село Новолуганское, находящееся сравнительно недалеко от Горловки.
Жители села сегодня живут типичной жизнью "серой" зоны и мечтают о нормальной.
Начало
Как и во многих населенных пунктах Донбасса весны 2014 г., в Новолуганском первое время верх взяли пророссийские настроения, и в мае жители приняли участие в проведении референдума о присоединении к России. А так, в принципе, жизнь сельчан особо не изменилась, разве что в Новолуганском появился так называемый военный комендант из числа местных жителей.
В июле после освобождения Вооруженными силами Украины Артемовска от сил сторонников самопровозглашенной "ДНР" фронт приблизился вплотную к Новолуганскому. Правда, по словам местных жителей, особых боев в районе села все-таки не было.
"В июле несколько дней в окрестностях была слышна сильная канонада, и шли бои, затем как-то стихло, а в нескольких километрах от села появился блокпост ВСУ. Тогда же отсюда исчезли все сторонники "ДНР", принимавшие участие в организации майского референдума", - вспоминают местные жители.
После этого началась жизнь Новолуганского как "серой" зоны на линии огня. По словам местных жителей, они часто слышат звуки перестрелок, а летающие над домами снаряды давно стали обычным явлением.
Также обычным стало появление в селе и его окрестностях вооруженных людей в камуфляже: хотя Новолуганское и считается "ничейным", но разведка как ВСУ, так и самопровозглашенной "ДНР", проводят в его окрестностях операции. Появляются и обычные мародеры.
В целом же результатом боевых действий в селе стали разрушение от прямого попадания частного дома, в ряде домов взрывной волной были выбиты стекла и окна, погибли двое и были ранены около 10 местных жителей.
По сегодняшним меркам Донбасса, такой результат можно назвать везением.
Правда, жители связывают такое везение с наличием в районе села, можно сказать, "градообразующего" предприятия - ЧАО "Бахмутский аграрный союз", крупного животноводческого комплекса по откармливанию свиней с производством на уровне европейских стандартов. В структуру предприятия, кстати, входил и ЧАО "Горловский мясокомбинат", находящийся сегодня на неподконтрольной Украине территории.
Как предполагают местные жители, "предприятие платит определенные суммы за спокойную работу" (скорее всего, речь идет о выплате налогов в бюджеты как Украины, так и самопровозглашенной ДНР, для многих предпринимателей из "серой зоны" это распространенное явление, - прим. автора). Но для местных жителей это прежде всего работа, которая позволяет приносить домой 2500-3000 грн. Останови комплекс - и население поселка останется без работы, и, по сути, Новолуганское просто исчезнет с карты.
Власти нет
Несмотря на развевающийся с весны над сельсоветом флаг Украины, полноценной власти в поселке нет. С одной стороны, такой "нейтральный" статус спасает Новолуганское от активных боев, а значит, - жертв и разрушений, с другой, - фактически обрекает жителей на то, чтобы самим бороться со своими проблемами.
Сельского голову с лета 2014 г. на рабочем месте видят редко, так как, по словам новолуганчан, у него были проблемы как с представителями самопровозглашенной "ДНР", так и с властями Украины. Поэтому фактически его сегодня замещает секретарь сельсовета.
В мирное время в Новолуганском было три участковых милиционера, сегодня - ни одного. Впрочем, если учесть, что от села до позиций каждой из сторон всего несколько километров, держать постоянный пост в Новолуганском, по сути, означает рисковать личным составом, но жителям от этого не легче.
"Из Артемовска милиция на вызовы или не приезжает вообще, или дожидаемся их часами. Зимой парня убило снарядом, милиция не приехала. Пару недель назад тетка сгорела в своей квартире - не приехали. Мужчина под машиной мину нашел, женщина в огороде - снаряд, и на вызов никто не приехал. Знакомый летом сам разминировал огород от неразорвавшихся снарядов. А что поделаешь, жить-то надо", - признается местная жительница.
Впрочем, бывают и куда более необычные истории.
В начале октября во двор жительницы Новолуганского со стороны лесополосы залезли неизвестные в камуфляже и с оружием. Женщину избили, связали и отобрали деньги и авто. Обращаться в милицию Артемовска многие посчитали бессмысленным и в результате обратились в горловскую комендатуру "ДНР", мол, "пришли с вашей стороны, вы и разбирайтесь". На удивление, заявление не только приняли, но и нашли преступников, действительно оказавшихся сторонниками "ДНР", и даже вернули деньги и машину.
История похожа на легенду, но местные жители уверяют в ее правдивости. Что ж, в "серой" зоне бывает всякое.
Единственные, к кому местные жители не имеют претензий, так это коммунальщики. Во время активных боев под Дебальцево зимой 2015 г. село частенько оставалось без тепла и электроэнергии из-за повреждений, наносимых снарядами. Однако повреждения устранялись довольно оперативно.
Контрабанде - стоп, возможно
Наряду с неудобствами такого "серого" статуса села в нем имелись и преимущества, использовавшиеся для совершения сомнительных вещей.
Уж неизвестно, по какой причине, но на направлении Новолуганского даже после введения пропускного режима его особо не соблюдали. Точнее, он имел свои характерные особенности.
К примеру, через блокпосты относительно спокойно проезжал транспорт с товарами для Новолуганского, который на самом деле только на бумаге шел в магазины села. В населенном пункте и его окрестностях существовали базы и склады, на которых происходила выгрузка товара в фуры и грузовики, прибывшие с подконтрольной самопровозглашенной "ДНР" Горловки. Понятно, что на блокпостах не могли не заметить большого числа товаров, которое явно превышало потребности Новолуганского, но, судя по всему, "было договорено".
Также какими-то договоренностями объяснялся и довольно льготный режим пересечения "границы" горловчанами, также провозившими с собой различные товары.
"Много горловских челноков ездили на рейсовом автобусе и на своих машинах с десятками огромных баулов. Осенью разрешили проезжать только тем, с кем на блокпостах, как я поняла, "договорено". Остальных тупо высаживали или разворачивали. Не раз была свидетелем", - признается местная жительница.
Механизм контрабанды настолько разросся, что понадобились специальные меры. Летом 2015-го на одном из блокпостов ВСУ обосновалась сводная группа из числа сотрудников Государственной фискальной службы Украины, в чьи обязанности вошла борьба с контрабандой и особое внимание грузам.
За дело взялись жестко. В первое время в Новолуганское перестали пускать абсолютно все грузы, так что полки магазинов в селе неделю стояли пустыми, пострадали ЧАО "Бахмутский аграрный союз" (куда не могли доставить корма) и пекарня (куда не могли завезти муку). Предприятия стояли, а рабочие не получали зарплату. Понадобилось вмешательство должностных лиц области и столицы, после чего пропускной режим был несколько смягчен.
В результате этого, по словам сельчан, количество жителей Новолуганского, занимавшихся контрабандой, значительно уменьшилось, так что в основном контрабандисты у них пришлые - горловчане.
Параллельно с этим перестали пропускать людей с горловской пропиской, ранее относительно спокойно посещавших тот же Артемовск. После этого в ход пошла другая схема.
Осенью в Новолуганском массово начали появляться переселенцы из Горловки. Правда, только "на бумаге", но зато с реальной справкой переселенца. С таким документом люди могли довольно спокойно проезжать в закрытый усилиями фискалов Артемовск.
Но с 1 декабря на блокпостах в районе Новолуганского перестали пропускать горловчан со справками переселенцев, а только жителей Новолуганского с соответствующей пропиской в паспорте.
"Утром я думал проскочить по-быстрому, но увидел такую картину: остановили автобус Новолуганское - Артемовск, вывели всех бабушек и сказали, что переселенцы не поедут. Бабушки начали рыдать. Тут легковушка пытается проехать, и ВСУшники дают очередь из автомата перед машиной. С противоположной стороны подъезжает другое авто, пассажиров высаживают и требуют руки за голову, и в таком положении они стояли долгое время. И все машины переселенцев заворачивают назад, требуя проехать через Майорск. Всего так завернули примерно 150-200 машин", - рассказал очевидец.
"Прелести" соседства с "ДНР"
Соседство с подконтрольной "ДНР" Горловкой доставляет жителям Новолуганского массу хлопот, причем не только в виде военных действий и шальных снарядов, иногда залетавших в поселок, но также и вылазок грабителей или мародеров.
Власть в селе украинская, на сельсовете висит украинский флаг, и живет Новолуганское по украинским законам. Но из-за отсутствия блокпоста ВСУ со стороны Горловки сюда спокойно ходит рейсовый автобус из Никитовки, а также машины.
Весной 2015 г. в Новолуганское зачастили горловчане, покупавшие с полок магазинов товары. Дело в том, что товары поступали в село беспрепятственно, и цены на них были на 50-100% ниже, чем в Горловке. Многие горловчане смекнули, как сэкономить, и стали ездить за покупками в "серую" зону. Увидев такое дело, местные предприниматели также подняли цены на товары, от чего пострадали и жители Новолуганского. Естественно, сельчане за это не были благодарны горловчанам.
Летом натоптанная контрабандистами "тропка" через Новолуганское стала использоваться и многими горловчанами, которым нужно было регулярно ездить в Артемовск. Способ был несложным: нужно было всего лишь обзавестись справкой переселенца, проживающего в Новолуганском.
Процедура получения справки была поставлена на коммерческую основу и фальшивые справки переселенца продавались едва ли не на рынке Новолуганского по 500 гривен, а для рекламы своих услуг "дельцы" использовали в том числе и социальные сети.
В итоге население села серьезно "выросло". Естественно, только на бумаге. Именно эти масштабы, скорее всего, и стали причиной перекрытия направления для переселенцев с 1 декабря. Пропускать стали только жителей Новолуганского.
В результате этого пострадали реальные переселенцы, проживавшие в Новолуганском у родственников и друзей. Конечно, их число сравнительно невелико, но все же они есть, а теперь и их перестали пускать.
"Районная администрация и поссовет уже как-то проблему решают, чтобы те, кто здесь действительно проживает, могли проезжать в райцентр. Но это время и, опять же, неудобства", - рассказывает горловчанка Татьяна, проживающая у родных в Новолуганском.
"Конечно, у нас полно проблем: и с контрабандой, и с регистрацией переселенцев, и с милицией. Но заниматься решением проблем никто не хочет. Проще поставить крест и повесить табличку "сепаратисты" на поселке и его жителях. Кто-то делает бизнес на войне, а людям просто хочется нормальной жизни", - горько сетуют жители Новолуганского.
Никита Синицин для 112.ua