Новости и события » Общество » Ушла из жизни Майя Туровская

Ушла из жизни Майя Туровская

Ушла из жизни Майя Туровская

Я помню, как летним днем 1962 года прочитал в «Советской культуре» на газетном стенде городского парка статью об «Ивановом детстве»: «Мир, расколотый надвое». Сжатая рецензия поразила меня острым проникновением в этот фильм, который я только что посмотрел, и тем, как замечательно она написана. Врезалось в память имя автора - М.Туровская, прозвучавшее тайно родственным имени Тарковский. И с тех пор я всю жизнь следил за тем, что она писала, хотя не сразу узнал даже то, что М. - это Майя.

До всезнающего интернета было далеко, за двадцать лет чтения и почитания этого необыкновенного кинокритика я нашел в прессе только один ее снимок. Но я так обожал Туровскую, так впился в это фото и так представил себе, какой она должна быть в жизни, что, увидев в 1989 году в Москве остановившуюся на уличном переходе невысокую женщину в прозрачном дождевом плаще, понял: это Туровская! Я быстро, пока не вспыхнул зеленый, подошел к ней: «Вы Майя Иосифовна?» Мы немного поговорили, пока я провожал ее к ЦДЛ, куда она направлялась. Я сбивчиво объяснился ей в любви, объяснил, ч т о она для меня значила: «Из-за вас я захотел стать кинокритиком... правда, не стал». «Ну и слава богу, - ответила она. - Ужасная профессия». Я сказал: «Наверное, скоро я уеду на пмж в Америку». «И правильно сделаете». Я немножко обиделся и еле удержался, чтобы не брякнуть: «Однако вы-то сами занимаетесь кинокритикой. Вы-то сами остаетесь здесь». Но впоследствии я понял, что в ее словах не было снисходительности или лицемерия.

Иногда Туровская стала ронять в своих текстах скупые сведения о себе, и я узнал, что она действительно была недовольна тем, что пошла по линии искусства. У нее был строгий научный ум, она собиралась стать химиком или математиком, а поступила в ГИТИС на театроведческий и параллельно в МГУ на филологический, потому что решила: надо спасать искусство. Она закончила школу во время войны, когда казалось: после победы все будет иначе, правдивее и свободнее. Искусство больше пострадало от лжи и несвободы, чем наука, значит, ему нужна будет бОльшая помощь, и она, Майя Туровская, должна внести в эту помощь свой вклад.

Она окончила оба вуза с красным дипломом, была в ГИТИСе любимой студенткой прославленного с еще дореволюционных времен искусствоведа и театроведа Абрама Эфроса. Но советское искусство не нуждалось в ее помощи. Это были поздние 40-е годы, темная пора «малокартинья», тошнотворных спектаклей о борьбе лучшего с хорошим, воздвижения железного занавеса, борьбы с «безродными космополитами» и государственного антисемитизма. Туровская просто не смогла устроиться на работу. Лет через десять, когда «вихри враждебные» немного развеялись, она поступила служить в некое искусствоведческое учреждение, но внутренне так до конца и не превратилась в «служащую» и осталась фрилансером, сохранив независимость собственных суждений и независимость финансовую благодаря писанию статей и книг. (Ее муж, театровед Борис Медведев (Фалькович), трагически погиб в 1969 году).

В литературе главными выразителями «оттепели» были Аксенов, Вознесенский, Евтушенко, в кино - Чухрай и Хуциев, а чуть позже, и совсем по-своему, - Тарковский, в театре - Ефремов и Эфрос. Для меня, и не для меня одного, главным выразителем «шестидесятничества» в кинокритике была Туровская. Ее рецензии на «Балладу о солдате» Чухрая, «Летят журавли» и «Неотправленное письмо» Калатозова, «Весну на Заречной улице» Хуциева, «Жестокость» Скуйбина, «Человек идет за солнцем» Калика, «А если это любовь?» Райзмана, «Гамлет» Козинцева были образцовыми статьями о кино, но также и текстами остро современными, помогавшими лучше понять, «какое время на дворе». И я должен сказать (это не ретроспективный взгляд, а так я чувствовал уже тогда), что то, что писала Туровская, часто было глубже и трезвее, чем объекты ее кинокритики.

В документальном фильме о ней, снятом несколько лет назад, она вспоминает, как один из ее школьных учителей прививал детям навык читать газеты «между строк». Туровская и тут оказалась лучшей ученицей: она прекрасно умела читать между строк сталинских, хрущевских и брежневских рацей и никогда не питала иллюзий в отношении советской власти. Я чувствовал это и, хотя в ее лаконичных суховатых текстах не было никаких «фиг в кармане», умнел от них, как на дрожжах, умнел ощутимее, чем от иных сам- и тамиздатовских книг, за чтение которых можно было получить срок.

Туровская не разочаровалась в «оттепели», потому что не очаровывалась в ней, но постепенно она разочаровалась в текущем советском кинорепертуаре, ей расхотелось его «отражать». Потеряв вкус к кинокритике, она переключилась на киноведение и культурологию, написав знаменитую книгу «Герои безгеройного времени», где кино США было призмой, через которую анализировались более общие культурные и социальные тенденции Америки 60-х, книгу о Брехте, первую советскую книгу о Тарковском, замечательную книгу о мейерхольдовской актрисе Марии Бабановой. Откровенно говоря, мне было жалко, что Туровская больше не пишет рецензий, но что поделаешь. Во всяком случае, она собственным примером подтвердила, что «кинокритика - ужасная профессия».

Не оказалась Туровская неискренней и в том, что одобрила мой предстоящий «отвал за бугор»: где-то в середине 90-х она и сама эмигрировала в Германию. Впрочем, я не знаю точно, было ли это в техническом смысле эмиграцией. Немецкое правительство пригласило Туровскую жить в Германии за ее особую заслугу перед этой страной. А заслугой было участие, в качестве соавтора сценария (вместе с Юрием Ханютиным), сотрудника по отбору документальных материалов и т. д., в создании «Обыкновенного фашизма» Михаила Ромма, фильма, который в Германии обязателен для просмотра в средних школах.

История работы над этой картиной заслуживает отдельного разговора. Если бы не печальный повод, по которому пишется этот текст, я бы мог подробнее рассказать о том, как Туровская и Ханютин постоянно подталкивали режиссера к более отчетливым параллелям между рейхом и совком и к большему акценту на теме антисемитизма, но Ромм - замечательный человек и далеко не трус, но все же человек осторожный и советский, - старался этим подталкиваниям не поддаваться.

Итак, Туровская прожила последние два десятилетия своей жизни в Мюнхене. В 2015-м году вышла ее последняя книга, 700-страничные «Зубы дракона», в которых она продолжила тему роммовского фильма: «зубы дракона» - это неискоренимые семена фашизма, и таким образом, метафора названия перекликается с заключительными словами из пьесы Брехта «Карьера Артуро Уи» (читай - Адольфа Гитлера): «Еще плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада». Туровская оставалась рентгеновски-зрячей и в отношении самых свежих, «молочных», скажем так, «зубов дракона». В интервью Дмитрию Быкову 2018 года она проницательно и нелицеприятно высказалась о состоянии дел и умов в современной России.

Туровская умерла 6 марта, не дожив полугода до своего 95-летия. Не знаю, произошло это в больнице или дома, по адресу Westenriederstr. 6, BRD, M?nchen. Я знаю адрес, потому что немного переписывался с ней. Немного - это значит, что я писал ей длинные письма, а она отвечала на мои «пропилеи» (так она иронически это называла) коротко и по существу. Постепенно ее ответы стали совсем короткими, а потом прекратились. У нее уже не оставалось времени и сил на не вполне обязательную переписку. Тогда и я стал ограничиваться поздравлениями с днем рождения: 27-е октября.

На склоне лет Майя Иосифовна, прежде как будто мало черпавшая для творчества из своих интимно-национальных корней, стала уделять внимание теме еврейской культуры. Она написала сценарии «Сентиментальный гротеск, или Художники еврейского театра» и «Художник и время. Александр Тышлер», по которым сняты документальные фильмы.


НАТО призывает Москву уничтожить ракеты, запрещенные...

НАТО призывает Москву уничтожить ракеты, запрещенные договором РСМД

Союз НАТО призвал Москву уничтожить существующие ракеты 9M729 поскольку они созданы в нарушение подписанного в 1987 году между США и СССР Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). В случае отказа Кремля Североатлантический союз подробнее ...


загрузка...


загрузка...

 

Вверх