Оперный театр Днепра бурлит от возмущения
В Днепропетровском академическом театре оперы и балета зреет и уже выплескивается наружу недовольство от методов нового руководства театра. Но часть труппы считает, что все происходящее - просто замечательно... Сегодня стороны зреющего конфликта поделились своим взглядом на ситуацию.
- С приходом в наш театр три месяца назад нового руководства сложилась критическая ситуация, - прямо заявляет заслуженный деятель искусств Украины, и. о. главного дирижера театра Юрий Пороховник. - Когда руководством облсовета были представлены Константин Пинчук (как и. о. директора-художественного руководителя театра) и Владимир Назаров (как главный режиссер театра), было обещано много нового, позитивного. Но в реальности происходит планомерное уничтожение оперы и балета и превращение театра в площадку коммерческой структуры, руководимой Пинчуком и директором театра драмы и комедии Мазаным. Ведущие солисты снимаются с партий, в театре процветают репрессии, фальсификации приказов, безосновательные выговоры несогласным с политикой нового руководства.
По словам Юрия Пороховника, несогласные с политикой нового руководства театра уже подавали коллективные заявления о происходящем в органы областной власти. Ответом было: мы все уладим, все будет хорошо. Но, по его словам, становится только хуже. Увольняются солисты и музыканты театра.
Театр уже покинули 5 исполнителей - в том числе и заслуженный артист Украины, постановщик многих известнейших балетов и действ театра («Ночь перед Рождеством», «Кармина Бурана», «Иисус» и другие) Олег Николаев. Еще ряд исполнителей думают об уходе из ставшего проблемным театра.
Нарушаются творческие процессы и нормы трудового законодательства. На несогласных оказывается давление...
Поэтому десятки таких несогласных составили коллективное заявление, которое будет направлено в облсовет, ДнепрОГА, областную прокуратуру, Министерство культуры Украины.
И сегодня представители этой группы вместе с Юрием Пороховником поделились мнениями о происходящем в театре.
- В театре нарушены все творческие процессы - и репетиционные (репетиции длятся по 10 часов в день!), и производство декораций, - считает режиссер театра Жанна Чепела. - Идет странное сращивание государственного театра и частного бизнеса. Например, в подготовке нового спектакля театра «Мистер Икс» были использованы декорации фирмы Пинчука, которые выдают за декорации театра. На эту постановку потрачено время театра, силы работников, но театр не имеет к ней, оказывается, прямого отношения. Это - гастрольный проект, премьера которого пройдет в Кривом Роге без всякого упоминания нашего театра, а потом его будут «катать» по Украине...
Особое возмущение оппонентов нового руководства вызывает проведение предсказуемых, по их убеждению, конкурсов на избрание руководящих должностей театра.
- Через два дня, 4-го апреля, должен состояться повторный конкурс на избрание директора-художественного руководителя театра, - говорит репетитор театра Вера Николаева. - Но уже не просто все знают, что им будет выбран-утвержден Пинчук - даже в программках он уже значится как директор безо всяких «и. о.»... Уже упомянутый «Мистер Икс» - откровенная халтура, которую создали на основании костюмов и декораций нашей «Сильвы» 1990-х годов. Куда пойдут деньги от проката этого проекта по всей Украине?..
- Наш театр уже прошел через несколько «оптимизаций», - вспоминает заведующий бутафорским цехом театра Олег Попов. - В 1990-х были «оптимизированы» сразу 150 человек, потом было еще две волны сокращений. Например, сейчас оркестр недоукомплектован, а когда-то было два его состава. Это руководство вернет театр в 90-е, если вообще не уничтожит оперу и балет как явление в нашем городе. Ему нужна только выгодная площадка в центре города.
Но этими мнениями дело не ограничилось...
На пресс-конференцию, где о своем видении ситуации рассказали упомянутые служители театра оперы и балета, пришли и поддерживающие курс нового руководства их коллеги, и общественники, и активисты.
В итоге получился очень жаркий разговор, переросший в итоге в скандал и взаимные обвинения.
Что до активистов, то те много спрашивали и говорили о «политической недальновидности» прежнего руководства театра и событиях Евромайдана, имеющих крайне отдаленное отношение к происходящему в театре сейчас.
Гораздо интересней были мнения сторонников нового руководства.
- Я работаю в театре оперы и балета с 1987 года и не согласен с высказанными оценками, - прямо заявил заместитель директора-художественного руководителя театра оперы и балета Леонид Сеславский. - Прежде чем назначать такую пресс-конференцию, надо было провести общее собрание коллектива, высказать свои мнения там, а потом их выносить на публику... Есть творчество, а есть тяжелая миссия по его обеспечению. Коллектив у нас прекрасный, и новое руководство пытается учиться плавать и выплывать в непростых условиях. У руководства - все впереди, ему надо дать себя проявить!
- Выступавшие высказали свое личное мнение, а не позицию всего коллектива, - считает солистка театра Наталья Сандак. - Их амбиции превышают их профессиональный уровень, у каждого - свои обиды на руководство... За три месяца в театре сделано многое, поставлены две премьеры, чего давно не было. Подписаны три контракта на гастроли. И вообще странно, что эта пресс-конференция проводится в день, когда труппа театра уехала на гастроли...
Последовавшее бурное выяснение отношений скатилось на взаимные обвинения...
Похоже, конфликт в театре оперы и балета только разгорается...
Автор: Константин Шруб