ТОП-5 мифов про налоговую реформу: почему Украина не умрет без изменений
Тема принятия налоговой реформы и бюджета на 2016 год в Украине обросла мифами. Об этом на своей странице в Facebook пишет экономист, предприниматель, преподаватель финансов KMBS Алексей Геращенко.
По мнению финансиста, 5 мифов о бюджете, налоговой реформе и МВФ таковы:
Миф 1. Есть компромиссный вариант налоговой реформы между "проектом Южаниной (3357)" и "проектом Минфина".
Это не так. Нина Петровна Южанина – лицо и лидер этого проекта. Но в авторском коллективе проекта преобладают общественные эксперты, проект рождался преимущественно ними, подписанный рекордным количеством депутатов. Этот коллектив компромисса не принимал, проект 3357 не отзывается. Поэтому, когда речь идет о "компромисс", который состоялся, то он в большей степени касается треугольника "президент – премьер – МВФ".
Миф 2. Если не будет принято налоговую реформу и бюджет, а МВФ не даст денег, будет катастрофа.
МВФ должен был выделить этот транш сначала будто в октябре, потом в ноябре, теперь в январе. На сегодня важность этого транша не стоит так уж остро на повестке дня. Поэтому стоит думать о том, что необходимо стране, чтобы в конце концов обходиться без помощи МВФ.
Миф 3. Без денег МВФ мы не профинансируем армию и пенсии.
Это не так. МВФ вообще не даст деньги для покрытия бюджетных расходов. Они будут направлены в резервы НБУ, которые вырастут с 13 до 15 млрд. Это, конечно, позволит НБУ чувствовать себя более уверенно, однако напрямую никак не связано с бюджетом. Транш МВФ действительно важен, однако более как сигнал другим донорам и кредиторам. Но внутренние реформы важнее, чем внешние сигналы.
Миф 4. Если не принять бюджет до начала нового года, случится катастрофа.
Это не так. Если бюджет не принят, то бюджет следующего месяца определяется как 1/12 бюджета предыдущего года. Принятие бюджета-2016 могут быть просрочено только потому, что правительство катастрофически затянуло с подачей проекта документа. Если бы он появился в сентябре, то хватило бы времени и на обсуждение, и на поиск конструктивного решения. Что касается действующего налогового законодательства, то оно выглядит более привлекательным для экономики, чемпредложения Минфина, поэтому смысла идти на принятие налогового кодекса Минфина, который собирается внести президент, нет.
Миф 5. МВФ хочет процветания Украины.
МВФ – это очень качественная организация, однако она не преследует такой цели, чтобы одна страна стала жить лучше другой. Это прагматичный кредитор, который, как ни странно, является двигателем хоть каких реформ в Украине, потому что вообще-то это сама по себе очень консервативная организация. В прогнозах МВФ на 2020 год украинцы будут жить в полтора раза хуже жителей Албании и Египта. Если нас этот вариант не устраивает, то реформы должны быть намного мощнее, чем требования МВФ.
"Собственно, общественная борьба за настоящую налоговую реформу продолжается", – резюмировал Геращенко.
Напомним, Украина получила шанс встретить 2016 год с новым Налоговым кодексом (НК) и сверстанным на его базе госбюджетом. Минфин презентовал третий, компромиссный вариант налоговой реформы.
За основу взяли принцип Кабмина "все налоги по ставке в 20%". Правда, действующий налог на прибыль предлагают оставить на уровне 18% и налог на доходы физлиц повысить не на 5%, а на 3% - до 18%. Также Минфин отстоял свои предложения по налогообложению "упрощенки".