Житейские истории: «Гонения» на батюшку УПЦ МП в Кривом Роге - ОСМД очень просит священника оплатить коммуналку
Уже год ОСМД "Хмарочос 75" на 5-ом Заречном добивается, чтобы батюшка соседствующей церкви платил за тепло для обогрева квартиры, в которой проживает его мать, пишут Наталия ШИШКА и "Домашняя газета"
В течение долгих лет немало имущества криворожской громады перешло к Криворожской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. При этом власть имущие не очень-то заботились о юридической безукоризненности принимаемых решений, а то и обходились без них, одаривая попов, как говорится, налево и направо. А попы оказывались потом не такими уж и добропорядочными землепользователями, застройщиками и потребителям коммунальных услуг. Как в капле воды, эта тенденция отражается в ситуации, сложившейся вокруг помещения в 79,3 кв. метра в одном из домов на 5-ом Заречном.
Я НЕ Я И ТРУБА НЕ МОЯ
Речь идет о 14-этажном доме №75, впритык к которому расположено здание церкви Входа Господнего в Иерусалим. В церкви печное отопление, поэтому в зимний период во многих квартирах просто невозможно открыть форточку из-за валящего ввысь дыма.
На первом этаже дома находится помещение площадью 79,3 кв. метра, которое эксплуатируется как жилье. Оно имеет отдельный вход, который ведет как на улицу, так и в здание церкви. Но за централизованное отопление этого помещения никто не платит. А поскольку жильцы дома рассчитываются за тепло по счетчику пропорционально площади своих квартир, то получается, что платят они и за себя, и за того парня... в рясе. Ведь в трехкомнатном помещении живет мать батюшки, а раньше жил и он сам, а еще раньше - его предшественник во главе церковного прихода.
В 2015 году в доме было создано ОСМД, а в июне 2017 года его председателем была избрана Алла Величко.
- Когда я принимала дом, со слесарем мы спустились в подвал, смотрю, идет труба к церкви от нашей воды. Сантехник сдвигает плечами, дескать, сам не знаю, что это такое. "Ну, хорошо, я спрошу у батюшки". А батюшка: "Нет-нет, у меня вода отдельно, счетчик отдельно, к вам я отношения не имею". Тогда я сантехнику: "Отрезай!" Он отрезал. Позже батюшка звонит, мол, надо поговорить. "Понимаете, нам воду когда-то были подключили от дома, но это ж я не для себя, для прихожан". А кто платит? Да, в доме общего счетчика на воду пока нет, поэтому страдал водоканал, не жильцы, у них счетчики в квартирах. Но он-то нечестно поступал. Не платил за воду. А сейчас утверждает, что подключил церковь к этой своей квартире (помещении на первом этаже дома - Авт.). И что у него там стоит счетчик. Так ли это, утверждать не могу, - говорит Алла Величко.
Действуя в интересах совладельцев дома, она вполне обоснованно ставит вопрос учета потребления и тепла, и воды. Ведь согласно Закону Украины "О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения" все многоэтажки должны быть оснащены общедомовыми приборами учета потребления воды. И разница между показаниями общедомового счетчика потребления воды и квартирных, если она возникнет, будет распределяться согласно действующей методике и предъявляться к оплате жильцам.
"ВЫ ПЛАТИТЕ, А Я БУДУ МОЛИТЬСЯ"
Что же касается ситуации с потреблением тепла, то она уже является реально критичной. Как подсчитала Алла Величко, только за последние три года жители дома уплатили 30 тысяч гривен за обогрев помещения, в котором живет мать священника.
Когда было создано ОСМД, горисполком передал объединению 117 квартир. Хотя в доме есть еще два нежилых помещения, выведенные из жилого фонда, бывшие квартиры, где ведут свою деятельность субъекты хозяйствования. И третье нежилое помещение, являющееся общей собственностью совладельцев дома, где до создания ОСМД сидели работники управляющей компании "Уют - 2011", а сейчас заседает правление ОСМД, работает ревизионная комиссия объединения, собираются совладельцы для решения вопросов по управлению домом.
При этом помещение в 79,3 квадрата на первом этаже из акта передачи как бы выпало, хотя в инвентарном деле оно значится как квартира №119. Но в БТИ, имеется официальный ответ, какие-либо сведения касательно адреса 5-й Заречный, д. 75 кв. 119 отсутствуют.
- В теплоцентрали я сверилась по квадратным метрам и вылезло, что у них это помещение тоже не числится. Обращаюсь туда снова: как же так, оно ведь отапливается? Тогда мне как бы по секрету сообщают, что у них есть письмо от "Уюта", или жэка еще, что в 2011 году это помещение отключено от централизованного теплоснабжения. Хотя на самом деле не отключено, - говорит Алла Величко.
Более того: с учетом нижней подачи теплоносителя и наличия отдельного входа в это помещение оно берет на себя существенную тепловую нагрузку.
Председателю ОСМД стоило усилий добиться, чтобы на дом вышел инспектор теплоцентрали.
- Правда, не имея соответствующего направления, он был настроен проверять само ОСМД. Но мы с ним таки смогли попасть в помещение первого этажа и убедиться, что батареи отопления как были, так и есть на месте. Я говорю: раз вы увидели, давайте составим акт. "Не буду". Мы составим, вы подпишете? Тоже нет. В итоге мы составили акт, что инспектор отказался от подписи, - рассказывает Алла Величко.
- Я говорила батюшке идти в теплоцентраль и заключать договор, хватит сидеть на шее у жильцов. А он: "Я думал, что буду за них молиться, а они будут оплачивать". Та нет, такого не будет, - говорит она.
Но вопрос заключения договора с теплоцентралью уперся в отсутствие каких-либо документов на квартиру, в которой проживает мать священника.
- Потом он стал говорить, что внесет деньги в ОСМД. А что дальше? Вы эту квартиру приватизируете? Оформите отношения с теплоцентралью и будете платить в дальнейшем? А он: "Я не знаю, у меня вряд ли получится". Нам же теплоцентраль отказывается делать перерасчет, потому что затраты на обогрев этой квартиры переложить не на кого. Правление ОСМД предложило батюшке добровольно возместить деньги объединению, а мы бы на них отремонтировали электрощитовую. Он сначала не согласился. Ладно, не хотите в ОСМД - верните жителям. Хорошо, говорит, я их по одному вызову, и кто захочет, возьмет у меня деньги. Потом звонил и говорил, что согласен 10 тысяч заплатить. Только, мол, дайте справку, что я внес за отопление. Но мы не можем дать такую справку, потому что не оказываем услугу отопления. Эти деньги мы можем принять как добровольный взнос и закрыть вопрос за прошедший период. А на будущее вопрос все равно нужно решать. Потом батюшка обратился, чтоб ОСМД дало справку, что квартира №119 находится по такому-то адресу. Дескать, я внесу деньги за 3 года как благотворительный взнос, и без афиширования отрежьте меня от системы, я поставлю калориферы, все равно в теплоцентрали числится, что у меня нет батарей, - рассказала Алла Величко.
"ЭТИ ВОПРОСЫ МЕНЯ КОМПРОМЕТИРУЮТ"
Чтобы прояснить ситуацию с позиции другой стороны, с батюшкой Игорем вместе с Аллой Величко встретилась я, автор этих строк, как журналист и как депутат.
- Мы пытаемся, как вы сказали, делать документы, чтобы право собственности... - обратился батюшка к Алле Борисовне.
- Вы меня просили дать справку, что квартира №119 находится по такому-то адресу, - сказала в свою очередь председатель ОСМД.
- А зачем вам такая справка? - поинтересовалась я.
- По требованию, - ответил батюшка.
- По чьему?
- В дальнейшие инстанции.
- Какие?
- Там, де мы будем уже окончательно... я посоветовался с юристом нашим, как лучше, с чего начать. Чтобы сделать право собственности. Нам была передача недостроя (здания церкви - Авт.). Он же был связан с этим помещением. Каким образом, я точно не знаю, до меня это все...
- Но вы здесь уже пятый год, тоже немало, чтобы урегулировать все вопросы.
- Вы меня записываете сейчас? Ну, тогда я не буду говорить, - обратил батюшка внимание на положенный перед ним диктофон. - Вы будете статью писать?.. Для того, чтобы писать статьи на духовные темы, я никогда не против, чтоб меня писали... То есть, вы записываете, чтобы написать статью. Зачем хотите написать эту статью?
Когда же был задан вопрос о том, на каких правах он использует помещение в доме, последовала длинная пауза.
- Мне как таковых документов не передали. Предыдущий настоятель. Был такой момент, что он там жил. И он был снят с этого места, поставлен на другое. Соответственно, когда я был назначен настоятелем, то мне сказали: вот есть то, что есть.
- Ваше церковное руководство сказало?
- Да.
- Там ваша мама одна живет?
- Ну да.
- Права собственности нет?
- Нет.
- Известно ли вам, в какой собственности находится это помещение?
- Неизвестно.
- Получается, вы пользуетесь коммунальной услугой, но за нее не платите. Как вы видите разрешение этой проблемы?
- Либо так, чтоб я отрезался вообще от отопления. Либо действительно так, чтобы я сделал право собственности и заключил договор с теплоцентралью на основании документов, которые они просят. Хотя если бы был альтернативный вариант заключения договора с теплоцентралью... От имени религиозной громады. Это юридическое лицо - она может заключать договора. Так же, как у нас заключался договор с ДТЭКом, горводоканалом.
- А как с ними удалось заключить договора?
- Те договора уже были, не я заключал. Мне передали, что надо отчитываться, надо платить.
Пришлось просветить батюшку, что согласно ныне действующей законодательной базе отключение от централизованного отопления отдельных помещений не предусмотрено.
- А ущерб за 5 лет, который нанесен совладельцам дома, как считаете, будет ли справедливым возместить? Я не знаю, почему ОСМД ставит вопрос о долге за 3 года. Да, это срок исковой давности, но мы же не в суде.
- Я думаю, будет, конечно, его справедливым возместить. Этот ущерб. Но мы ж разговаривали с Аллой Борисовной по поводу того, каким образом мы можем это сделать. Может, как-то чтобы и мне тоже пошли навстречу, потому что это большая сумма. Очень, - ответствовал батюшка Игорь, который свое мирское имя-фамилию так и не назвал, хотя обещал, а также категорически отказался, чтобы фотокорреспондент снял его для газеты. - Нет такого, что я отказываюсь платить.
- А в дальнейшем?
- И в дальнейшем.
- Но для этого надо урегулировать имущественные вопросы. Вы уже что-то выяснили?
- Оно, получается, никто ничего не знает. Я через своих юристов обращался в исполком городской. Не знаю, к кому конкретно, не я лично... Просил, чтоб узнали.
- И что узнали?
- Неизвестно, сказали.
- А церковь выстроена в каком году?
- Строился магазин, строительство было не завершено, и город передал здание это на баланс епархии. Незавершенное строительство.
- А потом оно введено в эксплуатацию?
- Еще не завершено строительство.
- Так вы же давно тут правите службу!
- Какое это имеет отношение к сегодняшней нашей проблеме? - спрашивает батюшка после длительного молчания. - Это здание имеет право собственности. Официальное, которое закреплено за религиозной громадой.
- Как недостроенное помещение?
- Как церковь. Если мы уже заговорили за здание церкви, давайте прервемся, я приглашу своего юриста из епархии, и будете задавать ему вопросы. Потому что я понимаю, вопрос идет к тому....
- К безопасности ваших прихожан. Потому что при вводе здания в эксплуатацию ответственные люди ставят подпись под тем, что оно полностью соответствует всем правилам пожарной безопасности.
- Спасибо вам, что заботитесь о моих прихожанах. Я очень благодарен, - ответил батюшка как-то язвительно.
- А в доме №75 есть ваши прихожане?
- Есть.
- Получается, батюшка, вы их обворовываете?
- Ну давайте мы их пригласим сюда и спросим: "Батюшка вас обворовывает?"
- Меня интересует ваш ответ.
Впрочем, на этом батюшка решил беседу свернуть, поскольку, сказал, его ждут священнические обязанности. Впредь просил заблаговременно уведомлять его о встречах, чтобы он мог подготовиться к ответам на все вопросы. "В том числе на те, которые меня компрометируют", - сказал он и пожелал нам бога в помощь.
КАК МАГАЗИН "ОДЕЖДА" СТАЛ ЦЕРКОВЬЮ
Ответ на вопрос о том, как на месте магазина "Одежда" прямо впритык к жилой высотке оказалась церковь, дает решение Криворожского горсовета от 29.05.2002 №53 "О разрешении управлению градостроительства и архитектуры исполкома горсовета на бесплатную передачу незавершенного строительством сооружения на мкр. 5-й Заречный Управлению Криворожской Епархии Украинской православной церкви". И принимали его "с целью сохранения и достройки незавершенных строительством объектов, а также для удовлетворения духовных потребностей жителей города". Правда, лучшим названием для этого решения было бы "Смерть архитектуре и градостроительным нормам".
Тем не менее, согласно этому решению на балансовый учет и в собственность управления Криворожской епархии УПЦ было передано незавершенное строительство магазина "Одежда", которое было начато в 1991 году, а прекращено в 1992-ом. Затраты на строительство по тем временам составили 575,7 тыс. грн., а готовность объекта - 60%.
После документального оформления приема - передачи фонд коммунального имущества исключил недострой из перечня объектов коммунальной собственности города. А 19.06.2002 г. был подписан акт приема-передачи, который со стороны епархии подписал владыка Ефрем (Иван Кицай).
Но эти документы касаются только здания магазина (теперь - церкви), которое фактически является отдельно стоящим и только одной стеной соединено с жилым домом. Да и вряд ли даже в 2000-ые при всесильном Любоненко городская власть могла вот так взять и передать безвозмездно церкви еще и помещение на 79,3 квадрата в жилом доме, который уже был введен в эксплуатацию.
Но это если официально, с составлением соответствующих бумаг. А просто взять и сказать "заходите, да живите", могла вполне. Ведь все многоквартирные дома были коммунальной собственностью и находились на балансе в горисполкоме. А это практически значило, что все кругом колхозное, все кругом мое. Да и наверняка "не было" в городе ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, многодетных семей, которые нуждались в жилье. Как, собственно, "нет" таковых и сейчас.
ЗАЧЕМ ТАК ГНАТЬ?
Сталкиваясь с самыми разными ситуациями в многоквартирных домах, не раз пришлось убедиться, что создание ОСМД - это прежде всего ревизия собственности. Без ревизии имущество зачастую идет прахом. А учетное потребление коммунальных услуг и ответственные совладельцы домов - это вообще наше все. Без этого не разобраться, кто кому и что на самом деле должен.
Правда, сам батюшка Игорь после нашей встречи не придумал ничего лучшего, чем вывернуть ситуацию так, будто это борьба против их церкви, которую хотят задушить. Потому что я, оказывается, человек, "которого знают" там, где батюшка "навел справки".
- Если в она была верующая, она бы такие вопросы не задавала. Я вам заплачу эти деньги, я вам проценты заплачу... Она сейчас пойдет в исполком, начнет вопросы все ворошить, она их будет освещать... Это все будет говориться на депутатском корпусе, что батюшка Московского патриархата под управлением Ивана Кицая, как она назвала нашего владыку, воруют... Я скажу по-простому, как есть: не надо таких людей натравлять на церковь, - это все его замечательные фразы, по чистой случайности долетевшие до моего уха.
Короче, гонение на церковь, и все тут. Как платить за коммунальные услуги, так сразу "гонение". Побойтесь бога, батюшка, зачем так гнать?