Бог любви и страстей: как украинцы в древности почитали Ярила
У большинства народов мира верования были тесно связанные с повседневной жизнью, окружающим миром, природой и Украина не исключение.
Так наша мифология роднится с земледельческим или пастушим бытом предков. Где главными героями обычно являются отец-хозяин, мать-хозяйка, их дети, скот и поля.
Боги и мифические существа были близкими и родными для наших предков, которые жили в полной гармонии с природой.
В Украине существовала особая иерархия богов: во главе всего мира - самые старшие боги, которые управляли всей жизнью; далее - ниже по рангу боги и демоны, которые прислуживали старшим богам; а у самого "подножия" - люди, наделенные достаточной силой для того, чтобы побороть демонов.
Украинцы не разделяли богов на добрых и злых, ведь плохое и хорошее определяется не столько природой самих духов, как их ролью в той или иной ситуации.
Особое место среди богов занимал весенний бог Ярило. Культ Ярилы был очень распространен в дохристианской Руси и сохранялся кое-где вплоть до начала ХХ века.
До нас дошли различные описания ритуальных процессий, посвященных этому божеству, так называемых "проводов Ярилы".
Ярило был богом весенних работ, плотской любви и половых страстей. Заместитель сеятелей и всех, кто встает рано, до восхода солнца.
Его имя происходит от корня "яр", что во многих слав’янских языках связано с весной, энергией, молодостью, страстью.
Обычно его изображали молодым парнем в белой полотняной одежде, на белом коне, босым. На голове - венок из цветов как символ вечности и неба. В левой руке - пучок ржаных колосками - знак жизни и счастья, хорошего урожая и благополучности, а вот в правой руке - мертвая мужская голова - напоминание о том, что каждого ждет смерть, а потому надо жить Яро.
В украинском языке яровые культуры означают весенние, а слово яровой расшифровывается как полный сил, страстный, пылкий, молодой.
На груди Ярило носил, согласно поверью, изображение быка - символ сильной ярости и страсти.
На славу солнца Ярилы, вечности и неба человеческого бытия, в день святого Урая-Рая, когда впервые скот выгоняют на пастбище, с давних-времен по традиции предков наши предки украшали быка цветными лентами материи и цветами и водили по селу.
Каждый встречный должен угостить священное животное. Хорошим признаком считалось, если бык-тур пнет дающего пожертвование, потому что тогда он предоставляет человеку здоровье и плодоносной силы. После обрядового вождения бугая аж на третий день его пускали в стадо.
Таким образом бык олицетворял священного Небесного Тельца, которого наши предки почитали еще в IV-III тысячелетии до н. е. и с тех пор стал создателем земного бытия и символом ория-земледельца.
Поскольку каждый раз весной Ярило рождается, а с началом лета умирает, то ему благодарные предки всегда устраивали веселые похороны: чего грустить, когда все преходяще, даже смерть, ведь после зимы снова придет солнце-яр и снова надо будет жить яро.
В христианстве функции Ярилы принял на себя Святой георгий Победоносец. С Ярилой связанные такие слав’янские имена как Ярослав, Ярополк и др.